Музейная редкость

В ивановском музее промышленности и искусства, редкостей и древностей появился новый экспонат. Самый новый…

Что, вы не знаете в Иванове такого музея? Напрасно, хотя объяснимо. Так заведение называл фабрикант и меценат Дмитрий Бурылин. Со знанием дела называл, поскольку сам всё в один музей и собрал, свёз со всего мира: и ткацкие станки, и египетские мумии, и передвижнические картины, и стрелецкие бердыши. Денег у него было много, поскольку у его брата очень хорошо шёл текстильный бизнес, — вот он и собрал в одном иваново-вознесенском месте большую кучу диковин.

Большевички, само собой, Бурылина уморили, а диковины, те, что из драгметаллов и драгкаменьев, растащили. А что не растащили, то размазали по нескольким музеям. Отчасти, чтобы в одной куче не валялись картины и бердыши, но преимущественно — от балды.

Но историческая справедливость всё-таки восторжествовала. Частично. И музей получил имя своего основателя. Лишившись всех редкостей и древностей в названии и большинства — в натуре. Теперь он просто ОГУ «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина». Но ещё может тряхнуть стариной. Уж очень хорошо шёл бизнес в бурылинской семье…

И вот недавно музей пополнился новым экспонатом. Очень занимательным. Я бы отнёс его к категории «редкостей». Покойный Дмитрий Геннадьевич, надеюсь, тоже. Экспонат сам передвигается в музейном пространстве, причём, очень свободно и ловко в нём ориентируясь. Способен самостоятельно организовать выездные экспозиции самого себя. В том числе — заграницу. Может и в Китай махнуть.

Ещё одна уникальная способность нового экспоната — умение находить себе красивое и дорогое обрамление. Редкость же должна оттеняться подобающим фоном. Это — одно из главных условий освоения музейного пространства.

Экспонат наш совсем недавно по достоинству оценили как видные музейные деятели, знающие толк в истинных музейных редкостях, так и деятели прокуратуры, всегда готовые разобраться в истинных музейных ценностях.

Осталось одно. Присвоить экспонату инвентарный номер и написать для него паспорт. Как положено. Чем и займёмся.

***

Наталья Кублановская, директор музея им. Бурылина. Её уникальность обнаружилась совершенно недавно и пока не поддаётся научно-историческому осмыслению. Почти.

25 ноября минувшего года Кублановская была уволена. «Музей производил закупки для пополнения своих фондов на средства областного бюджета с большими нарушениями, а именно — по завышенным ценам. Ивановские музейщики не припомнят таких случаев, хотя в других регионах подобные инциденты известны», — процитировал «Частник.ru» Татьяну Котлову, начальника департамента культуры ивановского областного правительства. Завышений цен насчитали на 800 тыс. руб.

А всего через месяц всё чародейским образом поменялось местами. Теперь уже Котлова была уволена, без объяснения широкой публике причин, а «Частник.ru» цитировал её преемницу, Ларису Каменеву, которая рассказывала о триумфальном возвращении Кублановской: «В результате проверки в ноябре 2010 года в музее был выявлен ряд нарушений финансово-хозяйственной деятельности. По итогам проверки было принято решение о расторжении трудового договора с директором музея. Принимая во внимание, что выявленные нарушения необходимо исправлять и приводить финансово-хозяйственную деятельность в рамки законодательства, а также учитывая большой опыт работы в музейном деле, учредителем было принято решение о назначении Кублановской на прежнюю должность. По поводу деятельности фондо-закупочной комиссии ведётся проработка вопроса».

Не правда ли, диковинная редкость! Сначала уволили за пропажу 800 тыс. руб., а потом наняли, чтобы эти 800 тыс. искать… Это не поддаётся научному осмыслению. Это феномен, требующий экспонирования и восхищения безо всякого осмысления.

Хотя, есть всё же факт, небольшой фактец, дающий пищу и мыслям.

Подчинённые Кублановской не выступали в её защиту, когда она была уволена. Зато выступил Михаил Пиотровский, директор «Эрмитажа» и президент Союза музеев России. Тот самый Пиотровский, у которого из главного музея страны в 2006-ом спёрли 221 предмет на три миллиарда руб., а обнаружилось это только во время плановой проверки. Пёрли же годами. Хотя ещё в 2000-ом Счётная палата России писала после проверки «Эрмитажа»: «Около 220 тысяч особо ценных культурных объектов вообще не были записаны на конкретном материально ответственном лице. Часть предметов поначалу находилась в неизвестном месте, а спустя пару недель Михаил Пиотровский показывал их как «неожиданно нашедшиеся».

«Эрмитажный скандал» вызвал тотальную проверку всех музеев страны. И самым отличившимся стал музей им. Бурылина. Инспекторы не досчитались 35 тыс. 485 музейных предметов. Которые, как и в «Эрмитаже» за 7 лет до того, вскоре обнаружились. Благодаря счастливо подвернувшейся ошибке в учётной записи, сделанной 50 лет тому назад. Тоже чудо!

Журнал «Власть. Ивановская область».