Уполномоченный по правам губернатора

Губернатор Михаил Мень грозился к 20-му декабря внести для обсуждения в Областную думу кандидатуру на пост уполномоченного по правам человека в Ивановской области. Но что-то не внёс. Так что ивановцы доживут 2010 год без казённого омбудсмена (оклад 20 500 руб., спецсоцпакет). И встретят Новый год без него же, что, надеюсь, не сильно их обеспокоит.

Но как спешили принять закон! Не в качестве же новогоднего подарка попранным гражданам, в самом деле. Жили граждане попранными всегда и дальше жить будут, прекрасно понимая, что дело не в омбудсмене. Что не для них он. Для них — разговор с телевизором. Причём, раз в году — с обратной связью для отселекционированных спецслужбами. В остальное время — монологом Сергея Юрьевича Белякова.

Если же закон принять спешили, но не для граждан, значит — для губернатора. Для граждан какая может быть спешка?! А раз спешили, но губернатор долго думает, то выходит — уполномоченный очень нужен. Не столько человеку, сколько губернатору.

Нет, разумеется, во-первых и в главных, он нужен для поддержания прогрессивного и модернизационного выражения лица Ивановской области, пестуемого и правительством, и Областной думой неустанно. Раз президент считает, что в каждом регионе должен быть не только свой легион уполномоченных по попранию прав человека, но и хотя бы один — по поддержанию этих прав хотя бы в свежем макияже, то уж Ивановская область, конечно, не должна быть в отстающих. Шлёп — есть закон. А уполномоченного — нет. Губернатор думает.

Потому что, во-вторых, наличие местечкового омбудсмена — хороший дополнительный способ губернаторского давления на региональные отделения федеральных ведомств, особенно, силовых. Ну, заодно, и на муниципалитеты.

Уполномоченный имеет право устроить проверку любого ведомства по жалобе гражданина, а жалобу правильно подготовить — нет ничего проще. Да и готовить-то, на самом деле, ничего не нужно — куда ни плюнь, везде бесправие человеческое, а права — бесчеловечные.

Уполномоченный имеет право привлечь к процессу проверки специалистов любого другого ведомства. И независимых специалистов — тоже. В общем, какие нужны специалисты, таких и бери.

Уполномоченный может выступать арбитром в споре гражданина и конторы, которая нарушает (или не нарушает) его права.

Уполномоченный направляет в компетентные органы рекомендации по урегулированию таких споров. Вплоть до рекомендации — законопатить в тюрьму. И компетентные органы не могут эти рекомендации игнорировать.

Ну и всякие другие компетенции, помельче…

Иначе говоря, есть красивый и эффективный набор инструментов, упакованный в элегантный несессер в стиле модерн. Нужен только талантливый и сообразительный пользователь нового правозащитного инструментария.