Ещё с 2004 года администрация города Иваново, основываясь на п.24 постановления Правительства №1099 от 26.09.1994г., приняла решение взимать плату за отопление равномерно в течение года. При оспаривании этого положения, Верховный Суд своим решением №ГКПИ 2001-1608 от 11.07.2002г. признал правомерность этого положения, причём определил, что взимаемая плата за отопление в период отопительного сезона должна быть равномерно распределена на 12 месяцев.
Однако, администрация города нарушила это положение и, начиная с 2005 года, сумма, выплаченная населением за отопление в течение года, превышала плату за отопление в течение всего отопительного сезона. В январском 2006 года выступлении руководителя МП «Ивгортеплоэнерго» Сергея Саванова по итогам работы предприятия прозвучало, что прибыль предприятия за 2005 год составила 70 млн. рублей. Эта прибыль получена в основном от незаконного взимания платы за отопление в летний период.
Эта ситуация не изменилась и до настоящего времени.
Ежегодная переплата за отопление из расчета на один квадратный метр составляет:
2005г. – 33,1 руб.
2006г. – 33,1 руб.
2007г. – 19,5 руб.
2008г. – 22,8 руб.
2009г. – 27,8 руб.
2010г. – 31,5 руб.
Другими словами, житель города, имеющий двухкомнатную квартиру площадью 50 кв.м, переплатил в 2010 году за отопление 1575 рублей, а в целом за период с 2005 по 2010 год им переплачено 8390 рублей. А, если подсчитать в размерах города?
В судебной практике РФ есть примеры, когда суд отменял решение об оплате отопления в летний период. Еще в сентябре 2006 года Сахалинский областной суд отменил аналогичное решение, мотивируя своё решение тем, что постановление Правительства №307 от 28 мая 2006 года дает право потребителю производить оплату коммунальных услуг по своему выбору, а исполнителю предоставлено лишь право требовать внесение платы за потребленные коммунальные услуги. Кроме того, этим постановлением не предусмотрено установление органами местного самоуправления порядка оплаты коммунальных услуг на местном уровне.
Но этого мало. При расчёте платы за отопление в течение года основным была принята продолжительность отопительного сезона, которая составляет для климатической зоны нашего региона восемь месяцев — с 15 сентября по 15 мая. Но в течение последних лет реальная продолжительность отопительного сезона меньше расчётного на полтора — два месяца. А это значит, что огромные суммы жители города переплачивают за отопление, при этом не получая его.
В Москве решается вопрос о выплате населению города 8 млрд.руб., переплаченных за отопление в 2008 году, а за отопительный сезон 2006/2007 г.г. эта переплата составила 4 млрд. руб.
То, что оплата за отопление в течение года равными долями выгодна МП «Ивгортеплоэнерго», подтверждает тот факт, что предприятие не спешит переходить на оплату за отопление по показанием тепловых счетчиков. Несмотря на то, что такой счетчик установлен, например, в многоквартирном доме по ул.Минской ещё летом 2009 года, второй отопительный сезон люди оплачивают отопление по нормативу.
Сложившаяся система платы за отопление в течение года, дающая возможность МП «Ивгортеплоэнерго» бесконтрольно и незаконно её взимать, требует немедленной отмены и перехода на оплату только в период отопительного сезона по тепловым счетчикам или по нормативу, как того требует закон. При этом, видимо, следует использовать опыт города Челябинска, где утверждена посуточная плата за отопление, с тем, чтобы при начале и окончании отопительного сезона оплата соответствовала его фактическому началу и окончанию. Также в случае перерывов в отоплении легко можно было сделать перерасчёт.
При анализе тарифной политики в Российской Федерации возникает вопрос, почему тариф (стоимость одной Гигакаллории) в г.Иваново в полтора раза выше, чем в г.Москва. Оба города находятся в одной климатической зоне, стоимость материалов, электроэнергии, топлива одинаковая, а зарплата в Москве в 2-3 раза выше, чем в Иванове. Хотя в 2001 году плата за отопление была почти одинаковая (в Москве 2,60 руб/кв.м, в Иванове 2,44 руб/кв.м).
В июне 2005 года коллегия Счетной палаты РФ приняла постановление по итогам проведённой проверки финансовой деятельности администрации города, в котором определила незаконность включения в тариф на отопление затрат на погашение кредиторской и дебиторской задолженности, что привело к завышению тарифа на 40%. Решение коллегии Счетной Палаты было направлено в адрес губернатора Ивановской области и прокуратуры Ивановской области. Но ни со стороны администрации области, ни со стороны прокуратуры мер к выполнению решения коллегии принято не было. Таким образом, была создана база для дальнейшего применения незаконного тарифа. Повышение тарифа на отопление регламентируется Правительством РФ, которое устанавливает предел максимального его роста, а администрация города просто увеличивает незаконно завышенный тариф. Поэтому тариф на отопление в Иванове — один из самых высоких в ЦФО.
При этом и администрация города, и «Ивгортеплоэнерго» видимо умышленно скрывают структуру тарифа на отопление. Последняя информация была напечатана ещё в 2004 году в газете «Рабочий край». Тогда под давлением депутатов Городской думы мэр города Грошев вынужден был опубликовать основные затраты, входящие в тариф на отопление. И всё.
Несмотря на то, что с 4 февраля 2010 года вступило постановление Правительства РФ №1140 от 30.12.2009 года «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального хозяйства, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии», никаких подвижек в информированности населения о составе тарифа на отопление не произошло. По существу администрация города проигнорировала постановление Правительства и, тем самым, нарушила Конституцию РФ (ст.115, ч.2).