Политика — жестокая и циничная штуковина. Концентрация жестокости и цинизма, разумеется, варьируется в зависимости от государственного устройства. При монархии оппонентов душат подушками или же подвешивают за ребро на крюк. При демократии — устраивают публичную, но виртуальную порку в СМИ, после чего за дело берутся неутомимые и жадные до слёз на других ветках власти прокуроры и судьи. Но жестокость и цинизм присутствуют везде.
Потому у меня никогда не вызывали особенного сочувствия те политики, которые, будучи подвергнуты тому или другому виду политической экзекуции, встают в общеизвестную позу изумления, укора и обиды, и начинают стенать, обращаясь к народу за сочувствием… Непременно присовокупляя традиционные слова о происках, заказе и врагах Родины. Бросьте, господа. В политике достаточно побыть с месяц, чтобы понять, что всегда рискуешь быть отметеленным в драке без правил. Вот, побыл с месяц в политике, и решай для себя однозначно: или уходить, или всегда быть готовым драться без правил. Всегда быть готовым замочить противника. Потому, когда замочен сам, к чему разговоры о чести, правилах и этикете. Такие разговоры вызывают только брезгливость.
Государственное устройство современной России, называемое «вертикальностью», выработало свои эксклюзивные технологии применения жестокости и цинизма. Они основываются, как мне кажется, на политической стадности. Если при монархиях давят жестокостью, а при демократиях — буквой (но редко — духом) закона, то при «вертикальности» — массой.
«Единая Россия» — это не партия. Это большое стадо достаточно амбициозных людей при некотором небольшом количестве вожаков. Амбициозные люди сгрудились в стадо, чтобы эта масса (даже не вожаки) защищала их амбиции. За это право и эту преференцию, стадо готово задавить своей массой любого, на кого укажет вожак.
Любопытная политическая фигура получается, не правда ли? В стаде пребывают не деклассированные, обижаемые, озлобленные, затурканные бедняки, а вожаки своих малых стад. Насколько устойчивой окажется такая конструкция, покажет время, но лет пять уже держится. А то, что она — именно такая, и никакая не другая, подтверждают традиционные заклинания вожаков «ЕР» на партконференциях любого уровня: не партия должна работать на члена, а член на партию. Чёрта с два. Член в очередной раз откупиться от партии, ободрав своё маленькое стадце, и продолжит пребывать в комфортном стадище себе подобных и дальше.
Сии политологические построения мне навеяла показательная в смысле технологии применения стадной политической массы (принципиально отличной, кстати, от политтехнологий КПСС, которая массовостью для подавления оппонентов никогда не орудовала — только жестокостью репрессий, украшаемых закостеневшей и лишённой от ужаса мозгов массовкой) история с выдворением «Единой Россией» из кресла председателя Комитета по взаимодействию с институтами гражданского общества Ивановской областной думы Натальи Ковалёвой, единственного коммуниста в Думе, занимавшего хоть сколь-нибудь значимый пост.
Все депутаты прекрасно знали, что Ковалёва хорошо справляется с обязанностями, что у неё значительная поддержка среди избирателей, что, в конце концов, дело совсем не в Ковалёвой, а в письме, написанном ивановскими коммунистами в адрес президента Дмитрия Медведева, в котором они просят не переназначать Михаила Меня на второй губернаторский срок. Что уже само по себе — угроза стадному комфорту «ЕР», курируемому губернатором.
Особую изысканность цинизму, с которым поступили с Ковалёвой, придаёт тот штрих, что фракция «Единая Россия» в Думе отдала ковалёвский пост «Справедливой России». Тут «ЕР» одним махом и коммунистов унизила, и «СР» обмазала.
Да, Наталья Львовна, ответила за базар товарищей по партии, потому что отвечать-то, в сущности, больше и некому было, нет больше у ивановских коммунистов крупных фигур. И коммунисты тут же встали в ту позу подвергнутого экзекуции, что описана в начале этой заметки. Бросьте-бросьте, товарищи. Письмо-то зачем писали? Невнятное и бестолковое, которое Меню вряд ли повредит, а Медведев — вряд ли прочитает. Просто ЦК КПРФ велел всем своим региональным отделениям такие письма президенту слать. Вы и послали, чтобы продолжать пребывать в своём тёплом коммунистическом стаде. Вместо того чтобы реально бороться с режимом, как положено настоящим оппозиционерам.
P.S. Наталья Ковалёва заняла пост руководителя фракции КПРФ в Областной думе после кончины Анатолия Гордиенко.
Журнал «Власть. Ивановская область».