Пётр в Сергиевом Посаде

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн»

 

В сентябре прошлого года вдоль проспекта Красной Армии в городе Сергиевом Посаде районные власти разместили крупные баннеры социальной рекламы, в том числе, с изображением Петра Первого. Дело было накануне муниципальных выборов, и Петр и иже с ним должен был как-то настроить жителей на патриотический, государственнический лад.

Сергиев Посад – это не только родина ивановского губернатора Михаила Меня и некоторых чиновников его администрации, но еще и вполне официально признаваемый Духовный центр русского Православия. Таким статусом город обязан не самому себе, а исключительно Троице-Сергиевой Лавре.

Лавра (в переводе с греческого – монастырь) означает в России непосредственное подчинение Патриарху, минуя существующую церковную иерархию, в силу особого и духовного, и исторического значения для страны. Не буду подробно останавливаться на Троицком монастыре, хотя он того вполне достоин, просто посоветую всем без исключения (включая агностиков и атеистов) там обязательно побывать. Вряд ли вам удастся подняться на лаврскую колокольню и прислониться плечом к самому большому, 72-тонному, колоколу в мире и, тем более, спуститься в монастырские винные подвалы (туда нет даже ВИП-экскурсий), что посчастливилось мне. Но, находясь в Лавре, вы в любом случае почувствуете всё. А даже небольшая порция сведений об истории монастыря и его основателе преподобном Сергии Радонежском очень вас удивит, а кого-то и восхитит. Также замечу, что вполне в духе православной монастырской традиции, Троице-Сергиева Лавра – это одно, а город Сергиев Посад – совсем другое. Они существуют в параллельных мирах, и никакой особой святости в этом городе не ищите (я бы сказал, совсем наоборот, но это совсем другая история).

Вернемся к Петру и социальной рекламе. Площадь перед Лаврой (которая ей, вообще-то, не принадлежит, но въезд на которую только по монастырским спецпропускам) граничит с уже упоминавшимся проспектом Красной Армии – центральной магистралью города. И Петр, хотя и не впритык, но был обращен ликом своим к главным монастырским воротам. Однако баннеры с изображением императора провисели недолго. Их демонтировали по настоятельной просьбе руководства Лавры и Духовной академии.

Петр Первый отменил на Руси Патриаршество, подчинил РПЦ светской власти, сделав по сути одним из департаментов правительства. Русские церковные иерархи всегда очень близко стояли к царям, но такого глумления Церковь еще не знала. Такое положение сохранялось до февральской революции, пришедшие к власти большевики, вслед за Петром вновь отменили Патриаршество. Все русские цари одаривали монастыри, в особенности Троицкий, и только Петр, за триста лет до большевиков, их грабил.

Даже без учета того, что за время правления Петра население страны и ее ВВП сокращались, что он уничтожил русскую аристократию в лице боярства, которая в Западной Европе ограничивала власть монархов и создавала предпосылки для развития демократии, для истинного православного первый русский император – форменный Сатана.

В русской истории было два таких правителя, кроме Петра еще Сталин. Оба они разворачивали страну в азиатчину, на словах ратуя за цивилизованное развитие. Только при них существовали явные тренды на уничтожение населения и насаждение рабской психологии и поведения. Два этих периода в русской истории нанесли народу и стране колоссальный ущерб. Сегодня мы переживаем третий такой этап и, похоже, последний. Запас прочности любой системы не безграничен.