Утопический реализм или, Как нам обустроить Федерацию

 

Колхозно-добровольная отставка Муртазы Рахимова — в попытках осмыслить политико-административные планы, систему и принципы, исповедуемые руководством страны, а также его возможности — заставляет перейти исключительно к жанру утопии. Потому что безопаснее для психики исходить из того, что план есть, хоть и тайный, чем тупо отдавать себе отчет в его очевидном отсутствии. Ну а уж коли план тайный, то остается лишь фантазировать. А что значит фантазировать за современную российскую власть, то есть пытаться узреть их представления о стране и подведомственном народе? Это значит нарисовать картинку, в которой будут совмещены ключевые характеристики утопии. Во-первых, это место, которого нет. Во-вторых, идеальный общественный строй.

 

Итак, Утопия. Время, география, имена и текущие события — отчасти совпадают с реальностью. Будущее — уж как пойдет.

 

Федеративное устройство США и даже Германии не обусловлено делением и единением по этническому и национальному признаку. Российская Федерация благодаря гению Ленина—Сталина сформирована на территориально-национальной основе. Страна состоит из некоторого количества потенциальных национальных государств, практически готовых к этому по всем структурным, языковым, культурным и прочим признакам. С учетом же того, что гражданин у нас в любом случае пишется с маленькой буквы, а русский, татарин, башкир, чеченец, черкес и друг степей калмык звучат гордо, то, как минимум в национальных республиках, национальное имеет высший приоритет по отношению к общероссийскому гражданству. В таких условиях какая может быть федерация? Это либо империя, либо национальное самоопределение (эвфемизм, за которым — отделение). Царская Россия таковой и была, то есть империей, а не федерацией.

 

Ключевой момент Утопии — отдельные национальные республики должны разделить ответственность за происходящее в регионе с Центром. В перспективе они должны получить ответственность в полном объеме. В поддержку данного предположения следует отнести практическую несменяемость национальных лидеров. Отставки редки, а если случаются, то не потому, что дальше уже терпеть невозможно, а потому что лидер выбивается из контекста обретения все большей ответственности, то есть после определенной границы уже не хочет еще больше «сколько-захотите-суверенитета». На первый взгляд это идет вразрез с декларируемым повсеместным укреплением вертикали власти. Ну, так ведь на то она и есть тайная Утопия.

 

Нет, разумеется, в определенных географических и этнографических территориальных рамках такое укрепление властной вертикали является абсолютом, но не в случае с отдельными национальными образованиями. На самом деле руководители государства хотят эту вертикаль частично разрушить, и наиболее тяжелых реципиентов выдавить из системы кормления. Поскольку уже в среднесрочной перспективе ограниченность ресурсов, если ничего не предпринимать, приведет, во-первых, к снижению материально-финансовой обеспеченности руководства и кланов, на которые оно опирается, во-вторых, к потере власти. Расходование же ресурсов на некоторые регионы в этом смысле является абсолютно контрпродуктивным и даже теоретически не ведет ни к обогащению, ни к сохранению власти — скорее, наоборот.

 

Первым явным, организационно оформившимся решением на этом пути стало вычленение из состава Южного федерального округа отдельного Северо-Кавказского федерального округа. СКФО — это вполне законченное территориальное образование, имеющее характерные национально-религиозные характеристики, довлеющие над общегражданскими. При этом официально декларируется необходимость большей вовлеченности Северо-Кавказского региона в социально-экономическую жизнь страны. Но мы-то понимаем, что любое дополнительное административное деление лишь усиливает дезинтеграционные процессы, тем более, когда это сделано так явно: всех кавказцев выделили в особую зону.

 

Следующим шагом должно стать введение в СКФО прямых выборов региональных и местных руководителей. Вы скажете, мол, зачем было в 2004 году отменять эту выборность? Для того чтобы дать ее только тем, кому нужно. Выборность приведет к реальной (или хотя бы просто декларируемой) большей ответственности в социально-политической сфере республик. Вслед за этим в Северо-Кавказском регионе будет введена особая форма межбюджетных отношений с Центром. На первом этапе это не приведет к снижению федеральных дотаций, но законодательно и организационно будет проведено четкое разграничение полномочий и ответственности в пользу национальных образований. Данные предпосылки приведут к тому, что в некий час икс федеральный Центр объявит об отказе бюджета финансировать СКФО и об укреплении административной границы, которая де-факто станет государственной, то есть будет ограничивать миграционные процессы.

 

Народы, запертые в этом котле, изменят вектор своих устремлений во всех смыслах этого слова с севера на юг. В сторону Азербайджана, Грузии и далее Турции и Ирана. Грузия вновь окажется в ситуации плотного соприкосновения с народами Кавказа, от чего была избавлена последние двести-триста лет. Это сильно повлияет на ее внешнюю и внутреннюю политику. Подобные же изменения, хоть и в меньшей степени, затронут и Азербайджан. Социально-экономическая и политическая ситуация на Кавказе резко ухудшится и обострится. Это будет использовано российским руководством для того, чтобы сделать Западную Европу реальным действующим лицом кавказской жизни, а не простым наблюдателем, который дает бесполезные советы, ни за что не отвечая.

 

В результате, российские руководители сэкономят колоссальные ресурсы. Европейский Союз, став активным участником процесса, увязнет на Кавказе, растеряв все политические преимущества от роли третейского судьи. Россия получит больше возможностей манипулирования и в отношении стран региона, и Европы в целом.

 

На фоне происходящего, другие национальные территории снизят уровень суверенной национальной риторики. В перспективе будет открыт путь к более масштабной федеративной реформе, цель которой в радикальном сокращении субъектов Федерации, отказе от национально-территориального деления и построение абсолютной вертикали власти с конституционно оформленной двухперсонной политической системой.

 

Существенная роль в реализации этой Утопии отводится развитию нанотехнологий и инноваций. В Сколкове будет отработана схема создания фактического оффшора в составе Российской Федерации. На Кавказе этот проект будет отработан более масштабно: де-факто — другое государство, де-юре — территория России. Отличие лишь в том, что жизнь в этих оффшорах будет сильно различаться.