Постпередельное общество

Как показывает практика, передел собственности, сфер влияния, перераспределение финансовых потоков и т. п. — явления перманентные. Никто, правда, не ожидал, что сегодня это возможно в столь грубой и циничной форме, как говорят государственные обвинители: «на глазах у случайных прохожих». Если кто-то думал, что ликвидация местного самоуправления, случившаяся в Иванове несколько месяцев назад, была лишь делом личных амбиций и установления всего лишь политической вертикали, тому сейчас-то уже все должно быть понятно.

В Ивановской области нет прочной экономики и нет отдельных регионообразующих компаний, контроль над которыми был бы значимым и архиважным. На этом фоне есть только две сферы, заслуживающие внимания: земля и ЖКХ. Просто земля и просто ЖКХ тоже не очень интересны, важно, где они расположены. При всем уважении к ивановским городам и весям и, в особенности, Шуе и Кинешме, единственным заслуживающим внимания непрерывным источником реальных финансовых потоков является город Иваново. Контроль над городом очень важен, поскольку и земля, и ЖКХ находятся в сфере муниципального, а не регионального регулирования и управления. А вот этого-то до недавних пор, у губернаторской команды и не было. Теперь есть.

Борьба за городскую землю развернулась давно, и частично была областью у города выиграна. Речь идет о так называемых землях с неразграниченной собственностью между органами государственной и муниципальной властей. Изначально, что определяется и духом, и буквой земельных отношений, всеми этими землями распоряжались муниципалитеты. Но по мере того, как «Единая Россия» брала все больше власти в регионах, ситуация стала меняться. На федеральном уровне был принят закон, согласно которому региональные парламенты могут принять решение о передаче управления такими землями из муниципального ведения в региональное, то есть областным структурам.

По всей стране, в том числе, Ивановской области такие решения принимались, как правило, тихо и спокойно, без ажиотажа и привлечения внимания населения и общественности, так как «ЕР» контролирует и региональную, и муниципальную власть. Но «Единая Россия» слишком большая, чтобы быть на самом деле единой. Хотя факт перехода распоряжения этими землями из рук Фомина в руки региональной власти остался незамеченным и состоялся без скандала, на самом деле, это было очень важно для всех участников процесса, и ни о каком чисто формальном бюрократическом решении и речи не идет. Достаточно посмотреть на то, как этот вопрос решался во Владимирской области, где губернатор — коммунист, а город в руках единороссов. Там два года назад попытка принятия областного закона о переводе земель с неразграниченной собственностью в ведение областной власти привела к самому настоящему политическому кризису и открытому противостоянию Бабича и губернатора Виноградова. Закон так и не был принят, несмотря на то, что Виноградов в то время контролировал Законодательное собрание.

И вот на днях состоялось решение, вернуть право распоряжения данными землями в Иванове обратно на муниципальный уровень. Объяснение очень простое: контроль над городом губернаторской командой установлен полностью, администрирование же земельных вопросов гораздо эффективнее осуществлять на местном уровне. Но это лишь штрих, который характеризует реальные процессы, происходящие в области. Это как бы картинка, взглянув на которую становится более понятными текущие события в системе городского ЖКХ. А здесь мы сейчас наблюдаем изменения, пожалуй, самые значительные за все последнее десятилетие. Речь идет о суете с оплатой услуг за тепло и горячую воду.

Суть происходящего в следующем. Городские структуры, находящиеся под контролем губернаторской команды, приняли волевое решение перераспределить финансовые потоки большой части жилого фонда за тепло и горячую воду, минуя управляющие компании, напрямую главному посреднику — муниципальному предприятию «Ивановская городская теплосбытовая компания» (факт и причины создания всего лишь в 2007 году этого посредника между «Ивгортеплоэнерго» и жителями и УК тоже очень интересен, сомнителен и небезупречен).

Понятно, что никакая УК не в состоянии будет выполнять свои задачи по обслуживанию жилого фонда без посреднических услуг по теплу и горячей воде, поскольку именно в этих услугах находятся все деньги и прибыль. Не нужно лишний раз напоминать, какую долю в общих коммунальных счетах занимают отопление и горячая вода. Почти все коммунальные предприятия имеют долги, «Ивгортеплоэнерго» чуть ли не миллиард должно ТГК-6. Но эти долги существуют очень давно и никого на самом деле не беспокоят. Гигантский денежный поток от населения идет непрерывно, любые долги легче реструктурировать и перекредитовать, чем отдавать, потому что, по сути, это льготный займ или даже субсидия в размере от нескольких миллионов до миллиардов рублей (в зависимости от размера коммунальной компании). Поэтому, когда говорят, что вот, мол, они накопили долги, деньги растворяются в посредниках, неэффективное управление и проч. — это разговор в пользу бедных. Что произойдет дальше?

Те УК, у которых забрали платежи за тепло и воду, находятся сегодня в абсолютно катастрофическом положении. Долги у них остались, а денежный поток иссяк. Да если бы у них и долгов-то не было, собственно обслуживание жилья без посредничества за тепло — это чистая Голгофа. Никто не будет их разорять и, тем более, принимать такие неполитичные решения, как ликвидация муниципальных управляющих компаний. Просто другие компании, «спасая» этих бедолаг, заберут у них большую часть жилого фонда (разумеется, вместе с долгами — что они негодяи что ли?) или поглотят целиком.

Схема сколь простая, столь же и эффективная. Ее реализация губернаторской командой стала возможной лишь сейчас, после взятия Иваново-Вознесенска.

Несмотря на внешнее благообразие происходящего, случившегося, конечно же, ради повышения эффективности коммунального хозяйства и благополучия населения, все это отдает хорошим таким душком. Как тут не вспомнить идею технопарка, суть которого: дать из бюджета 750 миллионов рублей на проект, единственным бенефициаром которого, по сути, будет новый сенатор от Ивановской области. Бюджетный процесс, узнав об этом, в своем прокрустовом ложе не раз перевернулся.

Удивляешься порой на смелость отчаянных парней.