Когда мы еще только собирались в нашу первую экспедицию на Лух, многие нам советовали оставить в покое его верхнее и среднее течение: «Вот после Талиц начинается настоящая красота. Дубовые рощи, песчаные плесы, сосновые боры. А какой монастырь во Фролищах!».
Сразу скажу, что эти люди были правы. Нижнее течение этой удивительной реки оказалось и красивее, и удобнее, и, что немаловажно, более удаленным от цивилизации. Мы нашли здесь все то, чего алкали наши души. Стоянку можно обустроить буквально на любом берегу, к тому же добрые туристы уже за нас побеспокоились, понастроив лавочек и навесов. Каждый открывшийся поворот реки заставлял нас восхищенно ахать и доставать фотоаппараты, каждый песчаный обрыв или плес – приставать и купаться. Услужливое течение не только обозначало маршрут, позволяя отличать русло от проток и заводей, но порой и вовсе разрешало не работать веслами. Даже немного жалко, что в соседнюю Нижегородскую область мы прибыли раньше срока, хотя совершенно не торопились.
Но наши предыдущие путешествия по Луху, по зрелом размышлении, были не менее интересными. От Луха до Мыта это была какая-то вьетнамская река, заросшая камышами настолько, что отыскать нужную протоку стоило большого труда. В одном месте даже пришлось выбираться из лодок и на руках перетаскивать их на большую воду. Ниже Мыта начинались большие озера с заболоченными берегами – нам тогда казалось, что это край цивилизации. И вот, проплыв весь Лух, мы поняли, что если бы ограничились лишь самым удобным и красивым его участком, так и не ощутили бы всей прелести этой самой петляющей и самой разнообразной реки Ивановской области.
***
На карте от Талиц, что в Южском районе, до Фролищ, расположенных уже в Нижегородской области, нет ни одного населенного пункта. Действительно, никакого жилья мы на пути не встретили, если не считать собранной из всякого рунья хибары с надписью: «Подумай, нужен ли ты здесь вообще». Но места оказались куда более обжитые и посещаемые, чем маршрут от Мыта до Мугреева-Никольского, по которому мы сплавлялись в прошлый раз.
Южский район уже давно вынашивает идею экотуризма. Проводники этой идеи еще задолго до ее официального оформления застроили все берега рыбацкими стоянками. Отправившись из Талиц, мы весь день встречали на красивейших пологих берегах наряду с вековыми дубами отдельно стоящих рыбаков с удочками, а также орудия лова – «пауки». Это такой рычаг с мешком песка в качестве противовеса. Только на Нерли, по которой мы сплавлялись раньше, «пауки» были крупнее и с сетями, лежащими в воде. Здесь сетей не было – то ли менталитет в этих краях иной, то ли конструкцией не предусмотрено.
Казалось бы, от Талиц уже отплыли далеко. Начались высокие берега с сосновыми борами, песчаные откосы. Но рыбаки и тут встречаются. «Откуда вы?» — «Из Демидова». – «Так это ж далеко». – «На машине быстро. Вон рядом из Сезуха ребята. Оттуда вообще дороги нет, но все равно приезжают».
Слава Богу, других туристов в эти дни не было, нас никто на наших стоянках не беспокоил. Не знали мы и о том, что в эти дни Южский район полыхал пламенем, заметным из космоса. На Лухе все было тихо и спокойно. В одном месте, кстати, мы нашли пожарный багор. Может, это его не хватило при тушении пожаров?
Затем начались чудеса. На берегах реки стали появляться циклопические сооружения непонятного назначения. Выворачиваем из-за очередного обрыва и видим, как в Средиземье – Две Башни. Высоченные, массивные, одинаковые. Вспоминаем: на карте где-то здесь была заброшенная железная дорога. Башни действительно оказываются быками разрушенного моста, на берегах обнаруживается и заброшенное полотно. Другие объекты, похожие на бункеры, тоже выглядят заброшенными. Их построили военные.
Во Фролищах когда-то был военный полигон, крупная войсковая часть. Сам поселок – обычный гарнизон с дорогой из бетонных плит и типовыми пятиэтажками. Чем там сегодня живут люди – не очень понятно. Монастырь, который реставрировали не так давно, действительно выглядит впечатляюще. Бывший председатель Ивановской областной думы Андрей Назаров, помогавший нам в организации нашей первой экспедиции по Луху, рассказывал, что настоятель монастыря – бывший командир части. Такие времена настали.
Люди здесь, на краю света, оказались добрыми и отзывчивыми. Один владелец «УАЗа», к которому мы обратились с просьбой подбросить нас до Пестяков, долго извинялся, что сам не сможет, а потом обзвонил половину жителей поселка и нашел-таки нам водителя. Он был без прав и со сломанной рукой, но устроил нам настоящий Париж – Дакар. Это на карте дорога от Фролищ до Пестяков обозначена широкой полосой, чуть ли не подходящей для пассажирского сообщения. По сравнению с этим бездорожьем даже жуткая грунтовка Южа – Талицы показалась нам дорогой. На самом деле это тот же речной песочек, разъезженный тракторами на две колеи. Ну ладно Фролищи, жителям которых никакой нужды ехать в Ивановскую область нет. Но и от Сезуха до Пестяков тот же «Кэмел-Трофи».
***
В общем, добраться от Иванова до этого края цивилизации и вернуться обратно оказалось труднее и затратнее, чем само путешествие. Но оно того стоило. Фотоаппарат сохранил такие виды, что Шишкин бы позавидовал. Тело вобрало в себя жар песчаных пляжей и холод реки, лишь малую толику счастья отдав комарам. А мозги провели несколько дней в благостной тишине, нарушаемой лишь плеском весел, треском костра и, время от времени, когда душа переполнялась, протяжными русскими песнями. Лепота!