Губернатор Михаил Мень безукоризненно исполнил ритуал смены власти в Иванове. В полном соответствии с новейшей обрядовой традицией, сложившейся в России в последние годы и обслуживающей культ вертикали.
Обряд должен пышно, но просто демонстрировать подданным сакральную суть власти в стране, не нуждающейся в разъяснениях её, тем паче в рассуждениях о ней. Ритуал назначения нижестоящего чиновника вышестоящим чиновником, обладающих реальной властью, противопоставляется ритуалу выбора народом ничего не значащих народных представителей. Ритуал назначения следует непосредственно после ритуала выборов и должен подчеркнуть всю глупость и никчемность народного выбора в сравнении с тайной и недоступной плебсу мудростью назначения.
Ритуал смены вышестоящим чиновником нижестоящего чиновника состоит из нескольких необходимых обрядовых действий, должным образом обставленных и проведенных.
Обряд первый, называемый «Внезапность».
Вассал и плебс вдруг узнают, что сюзерен решил: наступила пора перемен. В качестве причин такового решения предлагаются: конструктивная беседа сюзерена со звёздами один на один за закрытыми дверями; аналитическая записка спецслужб под грифом «Совершенно секретно»; анализ развития геополитической ситуации на ближайшее время, проведенный секретной лабораторией; и, что самое важное, невысказанная, но доступная сюзерену, воля короля. Вассалу дают понять, что он может сохранить угодья и покровительство, если будет внимательно следить за легкими мановениями пальцев сюзерена. Плебсу ничего не дают понять, и он облегченно молчит.
Обряд второй, называемый «Приготовление к казни».
Плебсу дают понять, что готовится кровавое зрелище, и он одобрительно гудит в предвкушении. Допускаются утечки информации об ошибках вассала, о существовании списка претендентов на его место и его угодья и о конкретных кандидатах на включение в список. Обсуждаются способы казни вассала. Как и возможности его помилования. Вассал трусит и свершает потешные ужимки и прыжки после каждой утечки информации. Плебс зло хохочет. Информацией полнится двор сюзерена, челядь разносит слухи в народ через глашатаев. Всякий глашатай смакует информацию, утверждая, что уж она-то самая верная, потому что его информатор находится ближе всех к телу. Качество информации состоит не в достоверности, а в близости. В соответствии с этим обрядом ни одна информация не должна быть достоверной.
Обряд третий, называемый «Жертвоприношение».
Доверенное лицо сюзерена публично объявляет, что вассал — ничтожество, не оправдавшее монаршего (опосредованно через сюзерена) доверия, не добившееся требуемых результатов, не любимое плебсом и, возможно, сильно проштрафившееся и принесшее убыток казне. Вассал визжит в ужасе и судорогах, вопит оправдания и надеется, что доверенное лицо — это не доверенное лицо, т.к. сюзерен продолжает оставаться за занавесом мудрого молчания. Плебс требует смерти вассала. Незначительная сердобольная его часть — помилования. Наконец, на сцене, весь в сиянии солнечного и софитового света появляется сюзерен и объявляет свою волю: на галеры! Но почетные, возить самого сюзерена. Плебс взмывает руки в восторге: о-о-о-о!!! как добросердечен наш правитель!!! Вассал лобызает полы пиджака своего спасителя и клянется грести очень качественно.
Обряд четвертый, называемый «Новый вассал».
Отправив прежнего вассала на галеры, сюзерен тут же называет имя нового вассала. Его не знает никто. Ни в каких списках он никогда не был. Но обладает массой достоинств, которых не было и в помине у его предшественника. Во всяком случае, так утверждают челядь и глашатаи, особенно близкие к телу. Плебс второй раз взмывает руки в восторге: о-о-о-о!!! как мудр наш правитель!!! никто, кроме него не знал о столь достойной кандидатуре!!! Кандидатура, немедленно всеми утвержденная и принятая в новом качестве, клянется оправдать…
И будет оправдывать до следующего ритуала смены реальной власти.