Сити-узурпатор

Вот и кончилось в Иванове местное самоуправление. Оно и было-то, по большому счету, весьма призрачным, но до сих пор внешние приличия были соблюдены, а значит и призрачная возможность превратиться со временем в самоуправление истинное, еще оставалась. Теперь — всё.

Ущербность нашего самоуправления, его невсамделешность видна на очень простом примере. С этого года решения по коммунальным тарифам принимаются муниципальными органами власти, то есть местным самоуправлением. Кто-нибудь из ивановцев хоть в какой-то мере одобряет или, по крайней мере, с пониманием относится к последнему, ничем не оправданному росту коммунальных платежей, в особенности за отопление? Данный рост произошел вне контекста, вне рамок, вне всякого реального самоуправления населения города.

Начиная с 14 марта 2010 года всякие даже намеки на местное самоуправление можно считать ничтожными. А между тем, право граждан на самоуправление законодательно защищено как ничто другое — со всех сторон и самыми мощными инструментами. Местное самоуправление гарантировано Конституцией. Причем ему посвящена не одна какая-то строчка или даже статья, а целая Глава 8, которая так и называется «Местное самоуправление». В развитие этого права существует федеральное и региональное законодательство. И, возможно, самое главное — Российская Федерация ратифицировала «Европейскую хартию местного самоуправления». Хартия выступает международным обязательством государства и поэтому имеет приоритет над российским законодательством.

Местное самоуправление, исходя из буквы и духа Закона, а также традиции и европейской практики его осуществления, подразумевает право граждан самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться всей муниципальной собственностью (включая землю). Местное самоуправление не просто контролирует, но что самое главное, непосредственно исполняет и решает вопросы жизнедеятельности города и предприятий, отвечающих за это (тепло, свет, водопровод, канализация и т. д.). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Им гарантирована политическая, административная и финансовая независимость.

Основной инструмент реализации права на самоуправление — муниципальный ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ орган власти (а не какая-то там дума).

Мы все хорошо помним, и не забудем, как федеральная власть, спекулируя на крови бесланских детей, отменила с 2005 года прямые выборы губернаторов. После чего все ожидали соответствующих решений и по мэрам региональных столиц. Однако, в отличие от системы формирования органов государственной власти, система формирования и независимости местного самоуправления прописана в Конституции четко и недвусмысленно, не предполагая никаких иных толкований. Плюс все та же Европейская хартия. Поступить с мэрами так же как и с губернаторами было невозможно в принципе. Именно поэтому постепенно стала реализовываться схема с «сити-менеджерами», которая, творчески развивая мировой опыт, по сути, узурпировала власть местного самоуправления в пользу органов государственной власти.

Никто не скрывает, что решение по Фомину и по новому главе исполнительной власти города Иванова принято губернатором. Все с этим согласны. Таким образом, орган государственной власти субъекта Федерации довольно цинично вмешался в сферу компетенции местного самоуправления, которое де-факто перестало существовать, что, в общем-то, недопустимо с какой точки зрения ни посмотри.

А насколько нам это важно? Боюсь, что абсолютному большинству это безразлично, поскольку у этого большинства отсутствует даже понимание отличий и необходимости в разделении полномочий государства и местного самоуправления. Объяснять же никто не спешит, скорее, наоборот, пытаются нивелировать разницу. В данном контексте возникает гораздо более серьезная проблема — проблема легитимности и источника власти.

С учетом реалий, невзирая на Конституцию, «единственным источником власти в Российской Федерации… ее многонациональный народ» НЕ является. Отбросив в сторону возможное влияние различных немногочисленных группировок на одного человека, источником власти в стране является этот самый один человек. Нет сложившихся, публичных и общественно признаваемых групп аристократии, ограничивающих власть одного человека. Власть этому человеку не дана по рождению, как монарху и не освящена Божественным светом, то есть отсутствует сакральный договор с народом. Источники и мотивы принятия решений размыты, неочевидны и непрогнозируемы.

Невозможно представить менее устойчивую систему организации и функционирования государства. Она может просуществовать годы, а может развалиться завтра после обеда. По сути, это карточный домик. В таких условиях задача государства — не быть готовым к вызовам, кризисам и т. д., а полностью оградить, с помощью различного рода манипуляций, систему от любого воздействия извне, потому что карточный домик по определению не может чему-либо противостоять.

Как жить в такой стране и на что надеяться?