Представьте себе сумрачное место, где даже днем темно, а зимой нетерпимо холодно. Там и здесь горят костры, помогающие хоть немного согреться. Добро пожаловать на кохомский завод ОАО «Строммашина».
Кризис, вихрем пронесшийся по стране и разрушивший карточный домик путинского экономического подъема, больно ударил по этому предприятию. Из всего многообразия выпускавшейся продукции: башенные краны, формы для строительной промышленности, гидроцилиндры и т.д., теперь востребованы лишь формы. В результате два цеха: 40-ой (башенные краны) и 30-ый (гидроцилиндры), почти остановились, перебиваясь мелкими заказами. Массовые сокращения не заставили себя ждать. В несколько этапов с завода было уволено немногим менее тысячи человек. Под сокращение попали и молодые специалисты, и ветераны предприятия, отдавшие «Строммашине» десятки лет. Впрочем, не попавших под сокращение работников сложно назвать счастливчиками: упавшая в разы, по сравнению с докризисным уровнем, зарплата и ее постоянные задержки (периодически достигающие нескольких месяцев) — вот «привилегии» оставшихся.
Профсоюз? Фактически этой организации на заводе уже давно не существует. Бессменный руководитель так называемого «профсоюза» Лоснов одновременно является заместителем гендиректора и исполняет обязанности начальника отдела кадров. Какая уж тут защита интересов трудящихся, когда имеешь такое теплое местечко!
Прошлым летом к несвоевременной выплате денег добавилась новая напасть. Работников предприятия заставляли отгуливать за свой счет несколько дней в месяц, что естественно не добавило энтузиазма людям. В случае отказа звучали угрозы о немедленном увольнении. «Профсоюз» по традиции сделал вид, что ничего не происходит. Забастовка единственного работающего на докризисном уровне 50-го цеха проходила по инициативе измученных безденежьем рабочих, без участия господина Лоснова и его псевдоорганизации.
Отдельного упоминания заслуживает и полностью разваленные ремонтные службы (электрики и слесари). Не имея достаточного кадрового состава (один электрик зачастую обслуживает целый цех на протяжении нескольких недель) и необходимых материалов (дефицит тотальный, вплоть до элементарных лампочек) ремонтники, за нищенскую зарплату, вынужденно нарушая все мыслимые правила техники безопасности, все же продолжают поддерживать в работоспособном состоянии разваливающиеся на ходу мостовые станки.
Кто же хозяин сего «замечательного» предприятия? Увы, это СУ-155, поэтому надеяться на светлое будущее не приходится. Тысячи обманутых дольщиков (что годами любуются на котлованы вместо уютных квартир), десятки тысяч выброшенных на улицу трудящихся по всей России, хозяева, входящие в сотню самых богатых людей страны, — это все о СУ-155. Краны, выпускаемые на «Строммашине», неконкурентоспособны по сравнению с западными аналогами. А иначе и быть не может: на устаревшем и изношенном оборудовании мы получаем низкое качество.
С тяжелым сердцем приходится наблюдать, как планомерно уничтожается градообразующее предприятие. «Рассейский капитализм» на поверку оказался намного страшнее западного. Его главное отличие: средства производства в руках не дельцов, а временщиков, ворующих у трудящихся не только деньги, но и жизни.