Подкоп под подкуп (скороговорка для свободы слова)

Детективная история с арестом, сначала натуральным, а чуть позже домашним, владельцев и руководителей газеты «Иваново-пресс» имеет три переплетающиеся сюжетные линии, начинающиеся с трех вопросов: почему эта газета? почему по такой статье УК? кто стоит за этой историей?

 

Первая сюжетная линия.

Я уже имел неудовольствие говорить на публике, что «Иваново-пресс» не может называться средством массовой информации даже с большой натяжкой, поскольку не несет, собственно, информации. Это такой коммерческий проект по обеспечению чтивом плебеев. Плебеям не нужна информация к размышлению в связи с отсутствием способности размышлять. Им нужна грязная и косноязычная ругань, им кажется, что это и есть самостоятельность мышления. Этой руганью с успехом и обеспечивали свою аудиторию авторы газеты. С успехом, потому что и сами — плебеи. Следовательно, выходило органично.

Тезис о мыслительной несостоятельности авторов «ИП» легко подтверждается беглым изучением любого текста газеты. Он написан на чем угодно, только не на русском языке. Это не язык, а унылое и беспорядочное собрание канцеляризмов, штампов, банальностей и логических ошибок, не говоря уж об ошибках грамматических. Неумение же владеть языком означает одно — неумение владеть мозгом.

Второе и главное подтверждение плебейства газеты — непреложная и почти ритуальная апелляция к высшему руководству государства, как к высшему разуму, следующая за всякой косноязычной руганью: вот приедет барин и всех, кого мы обругали, больно накажет.

Следует ли из этого, что «Иваново-пресс» не имеет права на существование? Если да, то выходит, что и все плебеи России, которых, видимо, большинство, а может быть, и конституционное большинство, тоже не имеют права на существование. И куда же их прикажете девать? Только не нужно мне здесь рассказывать о сладостных плодах просвещения. И о том, что следовало бы все книжки поделить на вредные и полезные и вредные тут же сжечь. И тогда все плебеи будут читать только блестящие тексты и скоро станут интеллектуалами. Нет, плебеи такая необходимая часть общества, какая никогда не станет интеллектуальной. Из-за физиологической неспособности к восприятию блестящих текстов. Ей нужно своё чтиво.

Вы думаете, я веду к тому, что тот, кто заказал разгром «Иваново-пресса», — утонченный теоретик от власти, озаботившийся лояльностью плебейского электората, которого политически смущают грязными инсинуациями? Да ничуть. В самой власти плебеев нисколько не меньше, а то и больше, чем в обществе в целом. Вернее всего, кто-то очень важный, наконец, настолько сильно обиделся на грязную ругань, что активировал аж московскую милицию.

Но корень-то случившегося всё равно именно в специфике проекта, которая состоит в грязной и косноязычной ругани и извлечении из этого прибыли. И больше ни в чем. Но когда начинаешь демонстративно плевать в окружающих, хоть за деньги, хоть даром, так окружающие, конечно, обидятся. Удивительно другое — почему «ИП» так долго держался. Видимо, процент плебеев в России уж очень велик. Так что еще воспрянет. Не он, так — другой.

 

Вторая сюжетная линия.

Разгром «Иваново-пресса» был не менее плебейским, чем сама газета. Вместо того чтобы аккуратно утилизировать помои, в помойное ведро смачно жахнули кирпичом. Брызги, понятное дело, полетели далеко. Заодно вогнав в ступор заграничных правозащитников, которые по привычке кинулись защищать нашу свободу слова, но почуяли запашок и обломались о двусмысленность ситуации.

Да пес с ней, с заграницей, она всё равно не поможет. Помоями окатило журналистику в целом. Спасибо кирпичу примененной к фигурантам дела статьи УК — «Коммерческий подкуп».

Я поговорил с несколькими весьма компетентными и опытными юристами. Специализирующимися как на защите, так и на обвинении. И ни один из них не смог сказать, как может эта статья быть применена к ситуации. А именно — к получению денег за грязную и косноязычную ругань на страницах газеты. 204-ая, и так-то нечасто применяемая, здесь ни к селу, ни к городу вообще. Работа сделана, деньги получены. Что в этом преступного?

То, что работа грязная? А милиционер-провокатор на казенном коште, подвигнувший газету на написание грязи, он что, исключительно чистоплотен? Да и вообще — это другие статьи УК.

То, что с дохода налог не заплатили? Так может, просто не успели? И тоже — другие статьи УК.

Может быть, пострадала чья-то репутация? Другие статьи.

Может, рухнула чья-то коммерция? Вот, это уже похоже на 204-ую. Но тогда где потерпевшие? И не привлечь ли тогда по той же статье и милиционеров-провокаторов?

Не берусь очень горячо отстаивать эту версию, но всё же склоняюсь к тому, что 204-ая возникла не для реального ее применения, а из-за внушительности предусмотренного ею наказания — от 7 до 12 лет лишения свободы в предъявленной «ивпрессовцам» 4-ой части. Это вам не штрафы и возмещения убытков за клевету, оскорбления или подрыв делового авторитета.

От 7 до 12 — этим можно сильно напугать человека. Так сильно, что он наговорит лишнего и повиснет на крючке до конца дней своих. Или просто от страха повиснет. И нет газеты. Задача выполнена.

И, опять же, изрядный прецедент. Написал любой журналист любую критическую статью — и чешет репу: а брать за нее гонорар или поостеречься? Не примчатся ли архангелы с «коммерческим подкупом» наперевес. А если гонорар не брать, так, опять же, питаться, что ли, святым духом? Или профессию менять?

 

Третья сюжетная линия.

Милиция говорит, что начала разработку «Иваново-пресса» в ноябре прошлого года. Если внимательно проштудировать публикации газеты месяца за два до ноября, то можно составить для своего личного пользования список узкого круга задетых граждан, способных активировать московскую милицию. Я бы этот список с удовольствием привел, но что-то не хочется под арест, хотя бы и домашний. Так что, кому не лень, поштудируйте «ИП» сами. Это не сложно.

Впрочем, это всё только догадки. Думаю, что и сами арестанты не смогут с абсолютной уверенностью ткнуть пальцем в заказчика. Он останется по ту сторону скандала надолго, если не навсегда.