1 декабря мир отметил Всемирный день борьбы со СПИДом. Выражалась солидарность с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом. В очередной раз говорили о проблемах, с которыми сталкиваются эти люди, живущие среди нас.
Случается, что их права приходится отстаивать в судах. История, о которой пойдет речь сегодня, – наглядный тому пример.
Гражданин Украины Михаил Козлов (все фамилии изменены) обратился в Октябрьский районный суд г. Иваново с заявлением об оспаривании решения управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области.
В 2008 году он познакомился с Ириной Костериной, имеющей российское гражданство. В мае 2009 года они зарегистрировали брак, а через месяц Козлов получил отказ в выдаче разрешения на временное проживание в РФ. Не согласившись с решением областного УФМС, он просил суд его отменить.
В судебном заседании заявитель дополнительно пояснил, что у семьи в Иванове имеется своя квартира, а на Украине у него жилья нет. Он состоит на учете в Ивановском областном центре по профилактике и борьбе со СПИД (далее – Центр). В настоящее время в лечении не нуждается.
Представитель УФМС считала решение законным и обоснованным, заявив, что Козлову отказано в выдаче разрешения на основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», поскольку у него выявлена ВИЧ-инфекция – инфекционное заболевание, представляющее опасность для окружающих.
Допрошенная в качестве свидетеля по делу жена Михаила Козлова пояснила, что она также состоит на учете в Центре, но в лечении на настоящий момент нет необходимости, и что они планируют общих детей. Ирина Козлова просила суд не разрушать их семью.
Суд установил, что решением УФМС в выдаче разрешения на временное проживание в РФ заявителю отказано на основании подпункта 13 п.1 ст. 7 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Он гласит, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Вместе с тем суд отметил, что указанное положение, а также пункт 2 ст. 11 ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», предусматривающий депортацию из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, не исключают, что правоприменительными органами и судами, исходя из гуманитарных соображений, учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из РФ, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории РФ (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2006 года).
В декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 года) подтверждается ключевая роль, которую играет семья в уходе за лицами, инфицированными ВИЧ/СПИДом, в их поддержке и лечении, и констатируется необходимость принятия соответствующего законодательства и иных мер для ликвидации всех форм дискриминации в отношении этих лиц для обеспечения полного осуществления ими прав человека…
Суд указал, что при принятии решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ УФМС не был учтен ряд обстоятельств, позволяющих выдать такое разрешение заявителю: во-первых, тот факт, что Михаил Козлов состоит в браке с гражданкой РФ, во-вторых, согласно справке Центра, в настоящее время он в лечении не нуждается, трудоспособен.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое решение принято без учета интересов семьи заявителя, нарушает его права на уважение его личной и семейной жизни, которые подлежат охране в соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), вступившей в силу для России 5 мая 1998 года. Согласно указанной статье конвенции, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка…
Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание в РФ в отношении Михаила Козлова, состоящего в браке с гражданкой РФ, проживающего в настоящее время вместе с семьей – женой и ребенком, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, принимая во внимание личность иностранного гражданина, его семейное положение, состояние здоровья, суд пришел к выводу, что решение УФМС является неправомерным, в связи с чем заявление Михаила Козлова является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В итоге суд решил заявление об оспаривании решения УФМС удовлетворить, решение УФМС признать неправомерным, обязать управление устранить допущенные нарушения – выдать Михаилу Козлову разрешение на временное проживание в РФ.
Газета «Иваново-Вознесенск».