Кто сказал, что власть, если она вертикальная, не должна быть гибкой? Должна! Но не может. Увы. Печальный российский опыт показывает, что вертикаль костенеет с момента начала ее возведения. Может быть, кто-то во власти и желал бы быть гибким, но задубевает в этом всеобщем государственном торчке вместе с остальными.
Этот текст, впрочем, не про «кого-то», а про «остальных». Маленькие язвительные примеры из жизни всегда убедительнее, чем теория.
Управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города ивановской мэрии с треском провалило аукцион на право установки рекламных конструкций на муниципальных рекламных местах (16 лотов). Торги просто не состоялись. Причина проста — стартовые цены этого аукциона были точно такими же, как и до кризиса. Можно, разумеется, предположить злой умысел управления — торги не состоялись, значит, сплавим рекламные места без аукциона. Но это вряд ли. Просто не совсем та тема для коррупции. Торги были провалены явно из-за косности чиновников.
Они же не могли не знать, раз уж служат в управлении по делам рекламы, что наружка в Иванове в связи с кризисом рухнула наполовину по сравнению с прошлым годом. Это же, в конце концов, давно стало общим местом: бизнес сокращает расходы, начиная с секвестра рекламного бюджета.
Уже давно посчитано, если не ивановским управлением, то их коллегами из Москвы, Екатеринбурга или Иркутска, и эти расчеты легко найти в Сети, что нужно не менее 30% скидки в сравнении с докризисными временами на аренду рекламных мест, чтобы арендаторы сработали хотя бы без убытков. Так ведь нет же. Ивановский бюджет лучше не получит ни шиша, чем на 30% меньше хороших времен. А щиты и растяжки в городе будут украшать не веселые рекламные картинки и буковки, а голубиное дерьмо. И это притом, что городской бюджет уже обрублен на 657 миллионов, и никакое громадье планов по строительству новых дорог, ливневок, котельных и пр. горожанам больше не угрожает.
Возможно, кто-то думает, что проваленный аукцион — случайность? Ничуть. Вот еще пример чиновного вертикального тугодумия того же управления. Все пресс-службы Ивановской области пролили океан слез умиления по поводу переобучения пары десятков безработных за казенный счет в малые предприниматели. Свежие малые предприниматели еще не знают, что скоро могут стать не бизнесменами и даже не вернуться на биржу труда, а загреметь в психиатрическую лечебницу, пообщавшись с вертикалью.
Ходят чиновники управления по магазинчикам малых и средних предпринимателей и тычут пальцами в витрины: это наружная реклама, платите налог!
— Как?! — удивляются малые предприниматели, — это ж магазинная вывеска!
— Не-е-е, — отвечают скудоумные чиновники, — вывеска — во, а то, что под вывеской, это реклама, платите налог!
Иначе говоря: если ваш магазин называется «Продукты», то это не реклама. А если под продуктами нарисованы вкусные булочки и аппетитные колбаски и подписано: «Булочки», «Колбаска» — то это уже реклама…
Скудоумный чиновник уходит, а малый предприниматель скрипит ему зубами вслед: да пошел ты… И снимает «Булочки» и «Колбаски».
Покупателей становится меньше, налогов в бюджет меньше, витрины зияют пустотой, а чиновнику из ивановского управления по делам наружной рекламы пох… .
А вы говорите: реклама — двигатель торговли. Она, быть может, где-то далеко и двигатель, но только не здесь, не при вертикали. При вертикали реклама — это только два десятка переученных напоказ безработных, у которых всё равно не попрет никакой бизнес. Лучше бы безработными оставались, тогда хотя бы мозги уцелели.
Журнал «Власть. Ивановская область»