Лухомань

Когда мы с друзьями в этом году обсуждали, по какой реке отправиться путешествовать, выбор был немалый. Каждая река имеет свои преимущества. Я уже не раз описывал красоты Нерли, Луха и Меры, на берегах которых нас ждали порой просто фантастические приключения: рыбалка, поиски проток в тростниковых джунглях, встречи с гондольерами, инопланетянами и загадочными сектантами, которые на поверку все, как один, оказывались душевными людьми.

 

Более всего в этих путешествиях нас привлекала красота природы. В этот раз мы почти уже решили сменить ее на красоту рукотворную. Красивейшие пейзажи Нерли и Луха мы решили поменять на потрясающие монастыри на берегах Тезы. Но потом все-таки решили, что храмы Дунилова и Введенья изучим отдельно – в рамках сухопутного тура. Ведь Теза течет по достаточно густо заселенным районам. А мы, может, только для того в наши речные вояжи и пускаемся, что хочется на недельку из суетного города смотаться. И горячие деревенские парни на мотоциклах вкупе с регулярно подъезжающими к реке автовладельцами нас в качестве пейзажа никак не устраивали.

И мы снова отправились на Лух. Вот это, я вам скажу, река. От Луха до Мыта (маршрут нашей предыдущей поездки) река напоминала Меконг: множество проток в камышах, часть которых застроена таинственными сооружениями местных рыболовов так, что основное русло поищешь, цветущие ирисы, и вдруг неожиданные разливы шириною с пол-Волги.

В этот раз наши резиновые лодки прошли по Луху от Мыта до Мугреева-Никольского. Бывалые байдарочники нас пугали – там ни одного приличного места для ночевки нет, поэтому водные скороходы промахивают за день до Талиц, откуда и начинаются песчаные косы и дубовые леса. Могу это утверждение опровергнуть. Дубовые леса мы встречали на каждом шагу и здесь, как и сосновые боры на высоких берегах. И стоянок хоть отбавляй. Но это уже был не Меконг, а Финляндия – страна озер и болот. Что, кстати, более естественно – ведь все местные названия (включая Меру, Нерль, Лух, Шую и Люлех) идут из финского языка племени меря.

Но самое главное. Петляющий Лух, объединяя здесь множество озер, проток, островов и каналов, позволил нам на протяжении пяти дней неспешного пути встретить всего один (!) населенный пункт. Это Гоголи – натуральный край земли. Тишина, благодать, полтора встреченных человека на всем протяжении маршрута – натуральная глухомань. А точнее – Лухомань. Лучшее место для уставших от цивилизации.

***

Одними из лучших мест для отдыха в Ивановской области считаются озера Рубское и Святое. Это на самом деле очень красивые места с неплохо оборудованными для отдыха берегами. Хотя на Рубском обжиты отнюдь не все берега, часть заболочена, а на официальных пляжах не протолкнуться. На Святом озере вам и вовсе придется огораживать место для пикника, чтобы избежать претензий других отдыхающих.

Так вот Лух состоит из нескольких десятков таких озер. Если каким-то чудом обнаружишь на понравившемся берегу случайную палатку или встретишь гондольера (местные жители передвигаются на узких челнах, стоя в корме и орудуя одним веслом), то стоит свернуть в другую протоку и выбраться в следующий масштабный водоем, как взгляду снова откроются дубовые рощи, вполне подходящие для стоянок. На многих из них еще и древние таблички есть, например, «Стоянка охотников и рыболовов «Змеиное» (очень гостеприимно) или загадочная «Дубовая роща ОООХБЗ».

Каждое наше путешествие имело свои знаковые моменты. Это не исключение. Дубовые рощи, как известно из средневековой мифологии, издревле любимы друидами. Нам самим этими друидами и пришлось стать. Погода поначалу нас баловать не собиралась, всю первую ночевку лил дождь, так что мы сразу сменили фирменные кепки «Ивановорегионгаза» (спонсор нашего путешествия) на капюшоны. Но потом природа нас щедро отблагодарила за терпение. На другой стоянке в дубовом лесу мы смогли весь вечер любоваться различными видами радуги: и полной, во весь горизонт, и двойной, при этом эффект был еще усилен отражениями в реке. А после радуги (время было уже довольно позднее) мы и вовсе стали свидетелями удивительного оптического явления – вдруг все вокруг нас осветилось как будто электрическим светом – ярким, желтым. Мы с приятелем уже ждали голоса с небес, как вдруг все погасло, и с реки донесся вполне человеческий голос: «Что встали? Я рыбу привез, а вы костер до сих пор не развели».

Рыба на Лухе очень вкусная и довольно крупная – лини. Мы их запекали в фольге, а когда оная вдруг закончилась, заворачивали уже в листья и пекли по индейскому способу – под углями костра. Несмотря на то, что населенных пунктов здесь считай что нет, сетей и прочих «морд» в реке можно найти достаточно. Изредка появлялись и их хозяева, впрочем, тут же исчезавшие.

Деревня Гоголи напоминает старообрядческий скит – дома высокие, но серые, некрашеные. Вспоминаю рассказ своего свояка, в молодости сплавлявшегося по Унже. Вышли они из лодок на лугу, где косцы в цветастых рубахах и сплошь в бородах встретили их молча. Попросили воды. Бородач зачерпнул стакан, дал напиться, после чего вдребезги разбил посуду. Анчихристы, видите ли, приезжали. Отказать в воде мирским людям нельзя, а вот посуда уже не годится – нечистая. На деле Гоголи, хоть и находятся вдалеке от любых дорог (на этот полуостров можно добраться лишь по реке), обычная деревня со своими проблемами. Недавно по ТВ показывали, что единственный колодец у стариков накрылся медным тазом, а воду им подвозят нерегулярно.

Ночевали мы в тот раз неподалеку от Гоголей – на кордоне Татары. Тоже место таинственное и странное. Очень приличный дом заброшен совсем недавно, судя по сохранности внутренних помещений и наличию решеток на окнах, но крыльцо уже провалилось. Рядом развалины какого-то древнего фундамента, а в лесу у берега явно искусственный водоем – будто у древней усадьбы здесь была лодочная станция или купальня.

Дальше мы не раз встречали искусственные сооружения – узкие, длинные, проложенные прямо в лесу каналы, ведущие к Мугреевскому. Красоты необыкновенной, как и вполне естественные острова и озера Луха.

Что нас немного напрягло, так это насекомусы. К нашим старым друзьям комарам мы как-то уже привыкли. Выстраиваем под них режим дня. В определенные часы лучше посидеть в надежно охраняемой «Раптором» палатке, а в другое время их и вовсе нет. Опять же комары вносят определенную поправку на скорость в некоторые гигиенические процедуры. Но вот мошки, под которых мы по времени случайно подгадали, никаких комариных правил не соблюдают. Правда, по-настоящему они нас достали только в Мугрееве-Никольском, когда мы уже отправлялись домой. На реке же гнуса почти нет, тем более что все эти дни дул довольно сильный ветер.

В целом же речная жизнь, когда не надо никуда торопиться, когда ни о чем не думаешь, кроме как о самых простых вещах – пище, костре, палатке, когда спишь себе спокойно на земле, хотя в городе порой вертишься всю ночь на мягкой постели, очень здорово помогает отдохнуть от работы. Особенно умственной. Всем рекомендую.

 

Участники путешествия благодарят ООО «Ивановорегионгаз» за помощь в организации поездки. Фоторепортаж см. в завтрашнем номере газеты «Иваново-Вознесенск».