С «Автокрана» уволились около тысячи работников

Кризис – это, извините, не наводнение или землетрясение, в общем, не форс-мажор, это явление, предусмотренное скорее таким понятием, как предпринимательский риск. Это всегда может случиться, и каким бы ни был спад производства, нужно соблюдать Трудовой кодекс. Ухудшать условия труда, в том числе и по оплате, работодатель не вправе. Работники – это в первую очередь люди, со своими семьями, с желанием кушать, наконец. Их нельзя укрыть куском картона  и написать сверху «Консервация». С людьми себя вести нужно по-людски.

 

Но, к сожалению, такого рода проблемы возникли. И самым ярким примером стало крупнейшее предприятие Ивановской области – завод «Автокран». Конечно же, генерального директора завода Василия Белова можно понять. С большой высоты всегда тяжелее падать. Одно дело – небольшое предприятие, у которого и продажи, и издержки не превышают десяти миллионов рублей в месяц. Другое – «Автокран», продающий кранов почти на 5 миллиардов рублей в год.

Сейчас продажи «Автокрана» упали почти до минимума – в феврале всего 28 миллионов рублей. Завод работает на уровне 14% от показателей прошлого года – это худший показатель среди ста крупнейших предприятий губернии. Портфель заказов – минимальный. Если раньше завод выпускал 150-170 кранов в месяц, то на 2009 год план уже 40-50 машин в месяц. В таких условиях пойдешь на любые антикризисные меры, лишь бы выкарабкаться, выжить, сохранить производство.

Но даже в таких условиях о людях нужно думать. То же, с чем столкнулись работники «Автокрана», к сожалению, на заботу совсем не похоже. В 2008 году на крупнейшем машиностроительном предприятии региона работало 3870 человек. Сейчас уже 2880 работников – то есть около тысячи человек завод покинули.

При столь массовых сокращениях администрация завода должна была уведомить фонд занятости, чтобы государство могло подготовиться к такому выбросу рабочей силы, попытаться найти им другую работу, переобучить, да и просто изыскать средства на пособия по безработице. Но такого уведомления в конце прошлого года «Автокран» не подавал. Вывод: люди ушли сами, вынуждены были уволиться из-за значительного ухудшения условий оплаты труда.

И это еще не все. По различным прогнозам, уже в ближайшее время на предприятии должно остаться всего 1,5-2 тысячи работников. Такая вот экономия на людях.

Массовый исход работников вызвал приказ генерального директора № 658 от 30 декабря 2008 года «О режиме рабочего времени». Вместо обычной пятидневной рабочей недели на «Автокране» ввели двухдневную. И рабочие бы поняли своего работодателя, если бы еще три дня считались днями простоя и оплачивались, согласно трудовому законодательству, как 2/3 тарифа. Но приказом директора среда, четверг и пятница стали выходными днями. Соответственно, никак не оплачиваемыми. А значит, руководство завода автоматически снизило зарплату и сдельщикам, и повременщикам как минимум на 60%.

Особое внимание профком завода «Автокран» обратил на мотивировку приказа: «в связи с изменением организационных и технологических условий труда, в целях сохранения рабочих мест» и, верх цинизма, «с учетом мнения представительного органа работников». Надо ли говорить, что ни о каких организационных и технологических изменениях в работе предприятия (закрытии или перепрофилировании цехов, выпуске совершенно новой продукции, переезде предприятия в другой город и т. д.) работникам ничего не было известно. Речь шла просто о снижении издержек. Ну а «мнение представительного органа работников» руководство предприятия действительно учло. То есть приняло к сведению. Вы «против»? Ну что же, мы это учтем.

То, что этим приказом в профкоме все были ошарашены, слабо сказано. Ведь до этого момента с мнением работников считались. Находившимся в простое (до января таких было 700-800 человек) платили 2/3 заработной платы. Когда 17 декабря проект приказа поступил в профком, его председатель Надежда Кашина сразу же запросила у генерального директора все обоснования, в том числе технологические и организационные, для обсуждения в коллективе. Но вместо этого коллектив просто получил приказ.

В январе 2008 года на заводе сложилась очень напряженная ситуация. С приказом всех работников знакомили под роспись, но очень многие, около 400 человек, сразу отказались расписываться под ухудшением условий оплаты собственного труда. В профсоюзы пошли заявления о том, что работников заставляют расписываться под угрозой увольнения по статье, принуждали брать неоплачиваемые административные отпуска. Возникла и дисциплинарная коллизия. Ведь если человек отказался подписать приказ, у него со среды по пятницу тоже рабочие дни. Если не приходить в эти дни на работу, это будет прогул. И множество работников в первую же нерабочую для всего завода среду явилось к воротам предприятия. Их, естественно, не пустила охрана. Массовое скопление людей у ворот завода стало объектом пристального внимания правоохранительных органов. И хотя волнений, стычек не было, ситуация была не из простых. Все же удалось договориться, что неявка в эти дни к проходной завода не будет считаться прогулом.

В феврале ситуация ухудшилась еще больше. Главные претензии профсоюза к руководству «Автокрана» возникли в связи с увольнением работников по п. 7 статьи 77 Трудового кодекса. Это прекращение трудового договора «в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменениями условий труда», в том числе тех самых технологических и организационных изменений.

На самом деле работники, отказавшиеся от работы в условиях режима неполной рабочей недели, могут быть уволены только по сокращению штатов, как это предусматривает п. 2 статьи 81 Трудового кодекса. С предоставлением соответствующих гарантий и компенсаций.

Сейчас профком завода оспаривает в суде и сам приказ № 658, и увольнения работников по ст. 77. Но ведь существуют еще трехсторонняя комиссия и правоохранительные органы, которым дано задание жестко контролировать ситуацию на рынке труда.

 

Для справки

На ИЗТС, пережившем в 2008 году пожар, рабочую неделю сократили только для работников ООО «Станколит» (около 200 человек) — до 3 дней, но 2 дня считаются простоем и оплачиваются из расчета 2/3 тарифа. Случаев принуждения к увольнению без выплаты выходного пособия не зафиксировано. Нет в простое и рабочих основных профессий.

ОАО «Точприбор», только недавно вышедшее из процедуры банкротства, также по согласованию с профсоюзом перешло на 3-дневную рабочую неделю с оплатой простоя за 2/3 тарифа.

Нет жалоб от профкома «Кранэкса». Ситуацию на «Строммашине» и Вичугском машиностроительном заводе профсоюзам отследить трудно из-за реорганизации и фактического отсутствия профкомов на этих предприятиях.

На большинстве машиностроительных предприятий Ивановской области возникают задержки выплаты заработной платы. Есть они и сейчас.

 

             Полностью этот материал читайте в завтрашнем номере газеты «Иваново-Вознесенск»