Не так уж редко в нашей стране люди выражают неудовольствие, а то и просто негодование работой следствия, в том числе, по самым тяжким преступлениям. Но, как правило, это касается ее участников с одной стороны. Ведь в каждом деле есть победители и проигравшие. Осужденные почти всегда говорят о том, что их осудили безвинно. Если же никто не наказан, обиженными оказываются друзья и родственники пострадавшего или, не дай Бог, как в нашем случае, зверски убитого.
Но в этой истории действиями правоохранительных органов обижены и раздражены обе стороны. Отец убитого крайне возмущен бездействием следователей и уверен, что человек, первоначально подозреваемый в убийстве его сына, не осужден лишь потому, что он сын депутата. А отец подозреваемого наоборот уверен, что уголовное преследование его совершенно невиновного сына — спланированная акция его политических противников, и действия правоохранительных органов его шокировали не меньше, чем пострадавшего — их бездействие.
Эта история уже озвучивалась в прессе, хотя не совсем адекватно — в предвыборных листовках, поэтому имена участников, как это обычно делается, мы изменять не будем.
Жуткое убийство произошло 30 июля 2007 года на территории студенческих лагерей отдыха на Рубском озере. Четверо парней приехали сюда из Лежнева, зная, что в одном из лагерей пройдет заключительная дискотека. Сергей Макаров закончил Шуйский педуниверситет, собирался получить еще одно образование — техническое. 30-летний парень был физически крепким, здоровым, не злоупотреблял спиртным, занимался спортом — борьбой. Наверное, поэтому он не испугался, узнав, что на территории лагеря только что была драка, и сделал замечание незнакомому пьяному парню, пристававшему ко всем подряд. Тот полез в драку, и начался новый конфликт. Дальше события описываю по показаниям свидетелей.
Выкрикивавший угрозы пьяный забежал на территорию соседнего лагеря, откуда вернулся с огромной толпой — человек в 40-60. Они встали полукругом вокруг Сергея Макарова и его друзей, и Сергей стал разговаривать с одним из них, по виду — главным. В этот момент все тот же парень подбежал к Сергею и нанес ему сокрушительный удар в голову, отчего здоровый мужчина резко упал и с размаху ударился головой об асфальт. Пьяный подонок не успокоился и нанес ему еще один удар — ногой в голову, после чего его оттолкнули от Сергея, и он скрылся в толпе. Все разбежались, а друзья Сергея бросились искать врача и вызывать скорую помощь.
— Мой сын пролежал там, на асфальте, полтора часа, — с болью вспоминает Владимир Сергеевич, отец убитого. — В больнице ему поставили диагноз — перелом основания черепа, височной кости, отек мозга. Сергей умер в страшных мучениях 31 июля. Когда мы увидели сына в больнице, ужаснулись: все лицо синее от кровоподтеков, выбиты зубы, голова пробита в нескольких местах. Было видно, что ударов было множество, причем очень сильных, сына зверски избивали. Мы с женой за этот год превратились в стариков. Откуда у меня силы, чтобы до сих пор требовать наказания для убийцы, сам не знаю.
Уголовное дело № 2007620061 по статье 111 «Убийство» было возбуждено следователем Тейковской межрайонной прокуратуры Егоровым А. А. 1 августа. С тех пор следствие по делу продлевалось много раз, приостанавливалось и снова возобновлялось. Сейчас оно снова приостановлено, хотя так и не закрыто, но приняло вялотекущий характер. Хотя подозреваемого нашли сразу же. Впрочем, сразу же оговорюсь, что по статусу в этом деле Александр Шаботинский проходил свидетелем — обвинения ему не предъявляли.
В сентябре 2007 года Александра Шаботинского опознали, как того самого парня с Рубского озера, сразу трое свидетелей — приехавшие с Макаровым Щ. и М. и конфликтовавший с будущим убийцей еще до их приезда Б. Были проведены и очные ставки, на которых свидетели подтвердили свои показания. Причем Б., общавшийся с подозреваемым дольше всех, написал затем письмо прокурору области Мурату Кабалоеву, в котором требовал наказания Шаботинского и обещал подтвердить свои показания на суде. После такого многообещающего начала следователь заверил отца Макарова, что дело быстро завершится судом. Но, как мы знаем, оно так и завершено. У Александра Шаботинского оказалось железное алиби.
— С 22 июля по 4 августа прошлого года мы с сыном были в гостях на Украине, в городе Житомир, — рассказал мне отец Александра, тоже Александр Шаботинский, депутат Ивановской областной думы. — Это подтвердили следователю и на Украине, но главные доказательства — наши паспорта.
В паспорте Шаботинского-старшего, который я лично видел, штампы о пересечении границы на КПП «Погар», «Троебортное», «Бачiвськ». Именно эти даты соседствуют с предыдущими — о поездке в Турцию. На мобильном телефоне депутата сохранились СМС-сообщения украинского оператора связи UMC и супруги, уехавшей на Украину тремя днями раньше. Следствие посчитало эти доказательства решающими. В регистрационной книге на КПП также зафиксирован факт проезда служебной машины Шаботинского «Hunday Sonata» с сыном за рулем. Есть в деле и свидетельские показания пограничников.
И следствие приостановили. Конечно, трудно судить, что важнее — опознание или алиби, но сомнения истолковали в пользу подозреваемого. Другого подозреваемого не нашли, да, в общем-то, и не ищут. Но вот отцы Сергея Макарова и Александра Шаботинского так оставлять дело не намерены.
Владимир Макаров несколько раз обжаловал постановления следователя. Он убежден, что следователь Егоров не выполнил свою работу, пренебрег правами потерпевшей стороны и содействовал преступнику. Кстати, отца убитого поддержала коллегия Ивановского областного суда, отменившая постановления следователя о приостановлении следствия и переквалификации статьи с «Убийства» на «Убийство по неосторожности». В довольно резкой форме отозвался о недоработках следствия руководитель Тейковского межрайонного следственного органа Жуков Д. В. и также отменил постановление Егорова. Но 26 августа 2008 года уже и. о. руководителя Тейковского МСО СУ СК при прокуратуре Ивановской области Исаев Ю. Б. снова приостановил следствие по делу.
— Как получено алиби, я не знаю, но что подкупить людей на границе можно, всем известно, — говорит Владимир Макаров. — Особенно такому человеку со связями в правоохранительных органах. Мне все милиционеры в один голос говорят: это точно он сделал. Другого мы искать не будем.
Отец убитого написал о случившемся и в правительство области, и в прокуратуру, был в приемной Владимира Путина в Иванове. Его обнадежили и в администрации президента РФ, направив его заявление в прокуратуру области. Владимир Макаров убежден, что именно сын депутата Шаботинского должен понести наказание за убийство его сына. «Особенно тяжело от осознания того, что не все равны перед законом, — пишет он в жалобе генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. — Если ты простой рабочий человек, то «потерпевшим» будешь только на бумаге, а если сын депутата — то дальше статуса свидетеля уголовно-процессуальное законодательство на тебя не распространяется».
В свою очередь, Александр Шаботинский добивается через суд реабилитации своего сына.
— Мне крайне жаль Макаровых. Не дай Бог никому потерять ребенка. Я понимаю, что если отцу все говорят: вот он — убийца, то он будет идти до конца. Но мой сын не виноват — это доказано следственными органами. Экспертиза доказательств проводилась за пределами области, чтобы не возникло вопросов. Я не оказывал и не мог оказывать давления на следствие. Наоборот — уверен, что с того момента, как моего сына доставили в Тейково, начались сплошные процессуальные нарушения. Фото, видео с Украины, еще ряд доказательств в расчет не принимались. Зато фоторобот преступника первоначально был другой. Я уверен, что кому-то очень хотелось меня поставить на колени накануне выборов. Я не буду пока говорить, какие люди приходили и шантажировали меня — сложи полномочия депутата и дело закроют. Когда 30 апреля следствие приостановили, нам сказали: надеемся, вы не будете подавать на реабилитацию. И как только мы подали заявление, дело сразу же было возобновлено.
Есть в этой истории и еще один момент. Александр Шаботинский-младший является чемпионом мира по панкратиону — древнему виду боев без правил. На взгляд Владимира Макарова, это очень важное обстоятельство.
— Удар моему сыну был нанесен профессионально. А Шаботинский уж точно знает, как нужно бить, — считает он.
В свою очередь, Александр Шаботинский-старший, возглавляющий Ассоциацию контактных видов единоборств, уверен в обратном:
— Мой сын тренирует детей, он осознает свою силу и не применяет ее. Никаких сборов на Рубском озере Ассоциация не проводила. Сам Александр там тоже не бывал. А вот мне, как главному тренеру сборной России по панкратиону, эти обвинения сорвали целый ряд соревнований. Я не смог выехать на чемпионаты мира в США и Албании — загранпаспорт органы не отдавали. Пытались сорвать и международные соревнования в Иванове — лишь бы их не проводил Шаботинский.
Сейчас сын депутата служит в армии — в ВВС. «Отправили подальше от правосудия», — уверены родственники убитого.
— Александр летом закончил колледж, у него закончилась отсрочка от армии, но не в этом дело, — говорит депутат. — Как сын офицера (Шаботинский-старший – майор вооруженных сил и подполковник милиции на пенсии. — А. Г.) он был уверен, что обязательно будет служить в армии, и как только подошел срок, тут же отправился в войска.А пока в Ленинском суде рассматривается заявление Шаботинского о реабилитации.
Делать выводы из этой истории я предоставляю читателям. Честно говоря, у меня, как и у обоих отцов, возникла масса вопросов к следствию. Если отрабатывалась только одна версия, то почему ничего не удалось доказать? И наоборот — если подозреваемый имеет алиби, почему не ищут кого-то другого? Неужели для следователя не дело чести — раскрыть преступление? Как только появятся новые факты, мы обязательно расскажем о них.
Газета «Иваново-Вознесенск»