Уважаемые жители города Иваново! Братья и сестры!
Мы, члены Епархиального совета Иваново-Вознесенской епархии, обращаемся к вам в связи с необходимостью возвращения нашему областному центру его исторического имени — Иваново-Вознесенск.
В июле 2006 года этот вопрос уже поднимался нашей епархией. За прошедшие два года в жизни Ивановской области произошли значительные изменения, как в экономическом, так и в социальном плане. Поэтому мы считаем возможным именно сейчас вернуться к обсуждению той духовной проблемы, которая связана с нынешним названием главного города нашей области.
В 1932 году город Иваново-Вознесенск был переименован в Иваново. Мнение народа при этом никто не спрашивал. Мы считаем, что принятое тогда постановление президиума горисполкома носило крайне несправедливый характер. В нем говорилось о якобы отсутствии в двойном названии города исторического значения. С этим категорически нельзя согласиться.
Город Иваново-Вознесенск и село Иваново, существовавшее до его возникновения несколько столетий — разные населенные пункты. Иваново практически до самого создания города в 1871 году являлось крепостным селом, принадлежавшим роду графов Шереметевых. Его жители не имели навыков самоуправления. Вся собственность богатых крестьян, в том числе и создающих текстильное производство, принадлежала помещикам. Она могла быть отнята в любой момент. До 80-х годов XIX столетия Шереметевым принадлежала земля главных сельских площадей и многие здания села.
Богатые, предприимчивые крестьяне за очень большие деньги выкупались на волю. Они не могли больше жить в крепостном селе. Крестьяне создавали слободы в стороне от Иванова. Главной из них стала Вознесенская, основанная на месте старинного монастыря — Вознесенской мужской пустыни, существовавшей, как минимум уже в XVIII столетии. Впоследствии известным московским архитектором Константином Тоном, автором проекта храма Христа Спасителя, здесь был построен прекрасный Вознесенский храм.
Именно Вознесенский Посад, созданный 155 лет тому назад, в 1853 году стал самым настоящим городом, у которого были свой бюджет, свои выборные органы самоуправления и, в том числе, свои школы и больницы. Посад был создан свободными людьми, которые умели не только обустроить свою собственную жизнь, но и жизнь тех, кто их окружает. Именно в слободах активно развивается текстильное производство.
Жители села Иваново в 1861 году получив личную свободу, столкнулись с огромными проблемами. Они сумели заплатить выкупные платежи помещику. Однако предстояло еще создать выборные органы, выкупить землю и здания в центре села, приложить усилия для развития медицины и народного образования. Самостоятельно преодолеть эти трудности они не могли. И только после объединения в 1871 году села Иваново и Вознесенского Посада в новый населенный пункт — город Иваново-Вознесенск — с помощью, в первую очередь, посадских жителей удалось решить эти проблемы. За короткий период времени численность населения нового города многократно превысила число жителей бывшего крепостного села.
Главной трагедией прошедшего XX столетия стало стремление перечеркнуть историю России. Переименование города Иваново-Вознесенск в Иваново в 1932 году стоит в ряду таких трагедий. Из памяти и школьных учебников были не только вычеркнуты имена создателей нашего города. Его не только лишили названия, но и переименовали абсолютное большинство улиц. И более того — были взорваны прекрасные храмы и уничтожены могилы наших предков.
На территории современной площади Пушкина, там, где стоит сегодня Дворец искусств, находился древний Покровский мужской монастырь, впоследствии — величественный комплекс городских соборов. Здесь же располагалось самое главное кладбище Иваново-Вознесенска. Все это было уничтожено. Могилы подверглись надругательству. Из них были выброшены все останки, в том числе и одного из создателей Иваново-Вознесенска — администратора, историка и мецената Якова Петровича Гарелина. Эти кости стали не нужны создателям «нового мира», как стали им не нужны и Бог, и история.
Еще одно кладбище располагалось вблизи Вознесенского собора, в центре Вознесенского Посада. Здесь лежали те люди, которые сделали возможным развитие нашего города. Все их останки были выброшены из могил и уничтожены. Взорван был и сам храм. Ныне вблизи места, где он стоял — памятник «вождю мирового пролетариата».
На территории старинного Успенского городского кладбища был устроен парк отдыха с танцевальной площадкой. Не эти ли танцы на костях стали духовной причиной стольких бед, которые принес нашим гражданам XX век?
И лишь в одном месте, там, где сейчас располагается площадь Революции, безбожники не уничтожили часть могил, а просто сравняли их с землей. Однако они взорвали величественный храмовый комплекс, в том числе и храм Рождества Христова, освященный некогда одним из самых почитаемых русских святых — святителем Феофаном Затворником. Сейчас здесь устроен сквер, а не знающая своей истории молодежь гуляет, попирая могилы своих предков.
Возвращение нашему городу его исторического имени — это подлинное восстановление справедливости. Некоторые историки сейчас подсчитывают, сколько лет наш город носил то или иное название. Однако справедливость вовсе не в этом количестве лет. Наши предки, создавшие город Иваново-Вознесенск, не исчезли, хотя их останки давно уничтожены безбожниками. Они духовно вместе с нами. Безнравственно попирать их память. Мы должны вспомнить их имена и все их благие дела, главным из которых стало создание Иваново-Вознесенска из бывшего крепостного села Иваново и молодого свободного населенного пункта — Вознесенского Посада. Мы призваны молитвенно вспомнить все их труды на благо родной земли. Мы сможем это сделать, только вернув городу его подлинное имя — Иваново-Вознесенск.
Иосиф, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский; игумен Виталий (Уткин); протоиерей Алексий Тумин; протоиерей Петр Косянчук; архимандрит Никон (Фомин); протоиерей Павел Пономарев; игумен Никандр (Шамов); протоиерей Димитрий Грудогло; игумен Герман (Дворцов); игумен Агафангел (Гагуа); игумен Варфоломей (Коновалов).