Ивановские власти пытаются задушить альтернативные системы продаж СМИ

Статья 25 федерального закона «О средствах массовой информации»: «Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается».

         Вот вроде бы все понятно написано в федеральном законе.Но городские чиновники в Иванове решили, что они выше федерального закона.Вот фамилии этих чиновников: первый заместитель главы городской администрации Василий Силкин, начальник управления потребительского рынка Олег Кашироков, начальник управления общественной и информационной политики Вера Родионова.

         Как вы думаете, каковы причины, по которым эти — совсем неглупые — граждане решили, что розничную продажу газет в нарушении закона о СМИ надо в Иванове беспардонно ограничить? Мы предполагаем, что могут быть две причины: во-первых, желание поставить под полный контроль продажу любого СМИ в Иванове и в случае критики в адрес городской власти просто убрать такое СМИ с рынка; во-вторых, создать благоприятные условия для коррупции и откатов в системе уличной торговли печатными СМИ. Последнее — если это действительно так — выглядит наиболее паскудно.

         Года 2-3 назад рынок продаж печатных СМИ в Иванове включал в себя несколько игроков, как крупных (типа «Роспечати») так и мелких. Как только новый мэр Александр Фомин пришел к власти, процесс распространения СМИ по понятным причинам попал в поле его зрения. (Тот, кто владеет продажами, фактически может контролировать СМИ).

         Возникло желание этот процесс упорядочить. Такой порыв мэра поддержали почти все игроки рынка, согласившись, что система продаж должна быть более логичной, а точки продаж становится цивилизованнее.

         Но если с «порядком» у Александра Германовича сложилось, то со «справедливостью» — никак.Неожиданно и в тайне ото всех в мэрии приняли решение, что торговлей печатными СМИ будет заниматься только одна коммерческая структура, близкая к мэрии. (Ее название долгое время было неизвестно). И — никаких конкурсов по выделению земли! Никаких торгов! Никакой конкуренции!Но это было бы еще полбеды. Городская администрация стала открыто и без стеснения лоббировать интересы коммерческой структуры (она получила название ООО «РК-пресс»). Не продлевая разрешения на право торговли одним, (мол, ваше место не подходит для торговли), давались разрешения на установку ларьков «РК-пресс» в том же самом месте. Ситуация доходила до абсурда: оказывалось, что это не «РК-пресс» претендует на торговые точки старожилов, а наоборот, «агрессором» становились те, кто приучал покупателей долгое время покупать прессу на улицах города. «РК-пресс» приходило на все готовенькое. Более того: высокопоставленный сотрудник мэрии признавался, что они сами, используя должностное положение, «пробивают» землю для этой коммерческой структуры, ищут варианты для согласований и т.д. и т.п.

          Борьба с другими игроками рынка превращалась в забаву: то дадим разрешения на право торговли, то не дадим. Складывалось впечатление, что выдача разрешений зависела исключительно от фазы Луны. Хотя знающие люди высказывали мысль, что такая позиция в мэрии была вызвана скоростью работы самого ООО «РК-пресс»: если коллеги по бизнесу не успевали отбить ларек, значит, разрешали торговлю другим. Был случай, когда в управлении потребительского рынка никак не могли определиться с разрешениями и тогда, без всякого стеснения посоветовали сначала согласовать право на уличную торговлю с ООО «РК-пресс». Только вдумайтесь: ведь тем самым представители городской власти признали, что это не они распоряжаются муниципальной землей и не они регулируют уличную торговлю, а коммерсанты!

          Или может быть с «РК-пресс» был заключен договор о передаче полномочий? Одним из элементов (самым, надо сказать действенным) «кошмаривания» по организации распространения СМИ стали рейды управления потребительского рынка администрации города Иванова с милицией и фактически арестом тиража средств массовой информации. Альтернативная сеть по продажам СМИ попала под «наезды» тех самых муниципальных служащих, которые, не выдавая — по надуманным основаниям! —  разрешения на право торговли, шли тут же за это штрафовать.

         Удивительно, как на подобные провокации кашироковского управления поддаются сотрудники милиции.  Ведь по тому же самому федеральному закону «О СМИ», арест тиража любого СМИ (а это — если не юридически, то фактически — именно арест!) может быть осуществлен только по решению суда.Аресты продолжаются и сейчас, только носят название «выемка». От этой «выемки» убытки несет не только сеть по продажам (конкуренты из «РК-пресс» радуются, ведь «кашироковцы» льют воду именно на их мельницу), но и все ивановские СМИ. Страдают читатели, которые не могут в привычном месте найти свою газету. Страдают рекламодатели, которые не могут донести оплаченную информацию до потребителей, поскольку тираж арестовывается.

          Газета «Иваново-Вознесенск»