Какое смешение! Жанров, стилей, панорам, перспектив, видов, диалогов, монологов, мыслей, чувств и поползновений!
Семь лет назад Алексей Вадимович Котляр примерно так описывал апофеоз Дня города Иваново.
Пьяная в хлам девка лезет под смердящий на всю округу Пушкинский мост, чтобы отлить. Но там уже отливают пьяные в хлам сто мужиков. Тогда девка, стесняясь, скользит по обильным струям прямо в речку, забирается по пояс в клоаку и начинает облегчаться с сохраненной пристойностью, тупо улыбаясь навстречу сотне гогочущих мужских струй. В это время в небе хлопает первый залп салюта. Всё общество, включая компашку облегчающихся, задирает физиономии вверх и орет: «А-а-а!».
Тогда всю непристойность и скотоподобность происходящего списывали на недостаточное количество отхожих мест.
Но все семь лет картина с девкой повторяется с упорством и незыблемостью главного символа праздника. Невзирая на быстро растущее количество бесплатных биотуалетов. А что может поделать биотуалет с символом? Ничего! День города Иванова — это пьяная девка, принародно плавающая в своей и чужой моче под снопами и звездами фейерверков. Всё остальное — выкинутые на ветер бюджетные и спонсорские деньги.
Одного бабуина можно приучить к горшку. Если долго и кропотливо трудиться. Стадо бабуинов не приучишь к горшку никогда. Даже если каждого огородить забором из биотуалетов. Но если ты поставлен бабуинами руководить, то будь любезен раз в год организовать для них салют. И, по возможности, отымай у них во время салюта стеклотару, чтобы, упаси Бог, не поранились. Это всё так, всё правильно. И известно со времен Древнего Рима.
Но какое смешение! Какое удивительное новшество!
В этом году картину овевало имя Андрея Тарковского. Т.е. — классическая девка в струях сотни брандспойтов, классический салют и вдруг, в качестве виньетки и лозунга поверх полотна, огромными белыми буквами по черному: «Фестиваль им. Тарковского».
Самый прожженный, самый рафинированный и самый яростный индивидуалист советской эпохи над толпой бабуинов.
Одинокий Янковский со свечкой в сухом бассейне и девка под сотней струй.
Может быть лучше в следующий раз не совмещать фестиваль с Днем города?
Или совмещать и дальше? Что бы на это сказал великий режиссер? Из того, что он успел сказать, трудно сделать определенный вывод… Разве только то, что он не выносил толпы. Но ведь в нашем случае — он над ней. Хоть и чуть ниже салюта для бабуинов.