По путинским местам

          Дмитрий Медведев в Ивановской области повторил маршрут экс-президента России Владимира Путина. Новый верховный главнокомандующий проинспектировал 54-ю дивизию ракетных войск стратегического назначения, дислоцирующуюся в Тейковском районе, и познакомился с новейшими ракетными комплексами «Тополь-М», снабженными ядерными боеголовками. 

          Ивановская область стала первым регионом, который посетил президент России Дмитрий Медведев после инаугурации. Впрочем, к сожалению, интересовал его вовсе не наш регион, а ядерный щит страны, часть которого базируется в Тейковском районе.

          Президентам вообще нравится смотреть на российский ядерный щит. В декабре 2006 года точно также — транзитом через Иваново в Тейково — прилетал Владимир Путин. Он точно также остался удовлетворен увиденным.

          Дмитрий Медведев следовал по стопам предшественника — прилетел на аэродром «Иваново-Северный», поздоровался с губернатором и спикером Ивановской областной думы, пересел в вертолет, на котором и отправился в Тейковский район в компании министра обороны Анатолия Сердюкова.

          Как и в случае с Путиным, спецслужбы тщательно контролировали автомобильные пути в Тейково. Вдоль трассы на каждом повороте стояли машины ДПС, гражданского вида автомобили с негражданского вида пассажирами, пешие милиционеры. Стояли они до самого вечера — до тех пор, пока вертолет с президентом не приземлился в Костроме.

          Журналистам, освещавшим приезд Дмитрия Медведева к местам базирования баллистических ракет «Тополь» и «Тополь-М», были даны строгие указания, касающиеся фото- и видеосъемок. В первую очередь было запрещено снимать будку, в которой президент должен был рассматривать секретные карты, во вторую — один из бортов «Тополя». Выслушав инструктаж, один из московских журналистов рассказал историю о последствиях несанкционированных съемок. По его словам, на каком-то подобном выезде оператор федерального канала, невзирая на настоятельные рекомендации, стал снимать секретную технику, закрытую брезентовым тентом. Когда он закончил, к нему подошли серьезные люди и забрали кассету с отснятым материалом, а также документы. С кассетой он расстался спокойно, но возмутился насчет паспорта. Ему спокойно объяснили: «Теперь ты счастливый обладатель военной тайны и стал невыездным на пять лет».

          Дмитрий Медведев, как водится, опоздал минут на сорок. Вообще, складывается ощущение, что подобные опоздания не знак необязательности или забывчивости, а один из элементов схем прикрытия и дезинформации, применяющихся для охраны президента. За два с половиной часа журналистского ожидания погода в тейковских лесах менялась раз десять. Дождь плавно переходил в снег. Выглядывало солнце, но уже следующая туча извергала из себя град, который в свою очередь превращался в дождь. Журналисты начали на ходу придумывать начала сюжетов: «Шел снег, но к моменту прилета президента небо стало голубым, как глаза Дмитрия Медведева». Кто-то неуверенно бросал: «Вроде бы у него карие». Через пять минут начинался ливень и продолжалось: «К моменту прилета Дмитрия Медведева небо было грозное, как глаза президента». Не рассмотрел, какие были глаза у президента, но у майора-ракетчика глаза были очень недобрыми, когда он увидел, как я случайно бросил окурок мимо стоящей на лесной опушке урны.

          Наконец, Дмитрий Медведев прилетел. В звуконепроницаемой будке он заслушал доклад командующего ракетными войсками стратегического назначения России Николая Соловцова, внимательно рассмотрел совершенно секретную карту. После этого мимо президента с ревом не то чтобы промчались, а, скорее, прогрохотали три «Тополя» без «М» в сопровождении обеспечивающей техники. Зрелище — впечатляющее. Следующим этапом президентской экскурсии стал осмотр ракетного комплекса нового поколения «Тополь-М». Николай Соловцов рассказал о тактико-технических характеристиках РК. Потом Дмитрию Медведеву показали действия боевого расчета по свертыванию установки. Стоит отметить, что Путину показывали еще имитацию запуска ракеты. Для Медведева же военные не стали приводить «Тополь» в боевое положение. Говорят, это связано с тем, что надо было долго решать вопрос с американскими коллегами. По договору между странами подобные мероприятия должны быть согласованы.

          Далее мероприятие вернулось в путинское русло. Сначала наземная техника, а потом вертолеты продемонстрировали, что для охраны позиции ракетного комплекса может применяться дистанционное минирование местности. В плане зрелищности мероприятие явно уступало проезду колонны «Тополей». Уступало настолько, что один из сотрудников службы безопасности президента с проводком в ухе недоуменно пробормотал: «Фигня какая-то, а не минирование». Фигня, не фигня, но потом все рассыпанные мины демонстративно взорвались. Взорвались, конечно, понарошку — как петарды, запущенные школьниками начальных классов. Просто продемонстрировали, что посеянное не пропадает зря.

          Потом по плану у Дмитрия Медведева был обед с бойцами, но предшествовало ему закрытое совещание с участием министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Говорят, на совещании были затронуты вопросы социальной сферы, но, думается, в основном речь шла не об этом. Было бы нелепо в закрытом режиме обсуждать вопросы обеспечения военных жильем или обмундированием.

          Секретное совещание оказалось весьма продолжительным. Избранные для обеда солдаты, сидевшие по стойке «смирно» в палатке за накрытыми столами, силой воли останавливали слюноотделение. Ничего удивительного — согласно режиму питаться они были должны пару часов назад. Меню, скорее всего, отличалось от обычного рациона солдат-ракетчиков, но не выделялось какими-то изысками. В этот день Бог послал военным: на выбор уху или щи, шашлык из баранины или телятины, фаршированную щуку, бутерброды с красной икрой, маслины, пирожки, орешки, овощи, фрукты, минеральную воду «Perrier», соки.

          Приезд Дмитрия Медведева к месту обеда ознаменовался чрезвычайным происшествием. Как только он зашел в обеденную палатку, начался небольшой ураган, что совершенно не удивительно в столь неустойчивую погоду. Под порывами ветра многометровые сосны начали клониться чуть ли не до самой земли, а одно дерево с громким треском сломалось — обломки упали недалеко от президентского автомобиля. Охрана заволновалась. Впрочем, в течение каких-то секунд секьюрити вычислили траекторию возможного падения остальных деревьев, и поняли, что президент находится в безопасности.

           Обед проходил в режиме строгой секретности. Журналистам дали послушать лишь десятиминутную предобеденную беседу президента с голодными бойцами. За десять услышанных представителями СМИ минут он сообщил ракетчикам, что:

           — впечатлен увиденным;

           — наша задача в ближайшие годы сделать так, чтобы РВСН получили все необходимое финансирование, чтобы соответствовать современному уровню угроз;

           — 25 млрд руб. получат военные на увеличение денежного довольствия, и ракетчики получат приоритет при распределении средств;

           — Россия на параде продемонстрировала свои технические возможности, и это не бряцание оружием, а просто свидетельство уважения к нашим вооруженным силам, их традициям;

           — он весьма эмоционально болел за питерский «Зенит», одержавший победу в Кубке УЕФА;

           — ему самому хочется выйти и играть в футбол.

           После обеда глава государства направился в Кострому, где посетил Военную академию радиационной, химической и биологической защиты. 

           Газета «Частник».