Об источнике мыслей в воробьевых мозгах

Госдума РФ 9 апреля приняла во втором чтении законопроект об опеке и попечительстве. Документ регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Предполагается, что закон будет принят и вступит в силу 1 сентября 2008 года. Так что на местах не спешат.

Фактически закон устанавливает полную монополию государства над детьми-сиротами: в проекте прямо прописано, что только органы опеки могут заниматься выявлением детей-сирот, устройством их в семью и прочее. Закон, если будет принят в нынешнем виде, сведет на нет все усилия, связанные с патронатными семьями, домашними детскими домами и т.д. Не секрет, что сироты являются своеобразным средством заработка в регионах — на них получают дотации, за усыновление берут взятки. Вместо того, чтобы уменьшить коррупцию в этой области, закон эту взяткоемкую ситуацию сделает еще более комфортной.

Он не улучшает положения детей-сирот, более того, пять тысяч договоров с патронатными семьями, где находятся дети, а это пять тысяч детей — поставлены под удар расторжения этих договоров. Поскольку патронат как форма воспитания не закреплена в проекте.

Самое главное — законопроект не предполагает появления служб, которые должны заниматься подготовкой, сопровождением семей, взявших детей на патронат. То есть механизм, который позволил бы детей в больших количествах (а у нас более 800 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) выводить в семьи, не прописан. РОО «Право ребенка», другим российским общественным организациям не удалось убедить разработчиков в том, что этот вопрос должен быть ключевым моментом в законе «Об опеке и попечительстве». Можно однозначно сказать, что российские дети-сироты по этому закону не получат возможности (особенно дети в возрасте 10-13 лет) жить в семье, а значит — останутся в интернатах.

Все это делается в угоду тому, чтобы не менять систему. Чиновников очень устраивают бюджетные потоки, разбросанные по разным министерствам и ведомствам. Те же детские дома — воспитание ребенка в семье в три-четыре раза дешевле, чем в детском доме (содержание здания, персонала и т.д.).

Но чтобы дети могли жить в семьях, нужно в целом менять систему призрения в стране, и именно изменения этой системы не хотят учреждения и ведомства. И в первую очередь это касается Министерства здравоохранения и социального развития — их отрицательный отзыв на патронат сыграл не последнюю роль. Они хотят сохранить за собой всю существующую систему социозащитных учреждений, которые не занимаются социальным патронатом, то есть не работают с кризисными семьями, в которых можно было бы сохранить ребенка. К ним приходят «по заявлению», а идти в трудную семью — туда, где алкоголики, наркоманы и т.д. — зачем? Так проще работать.

Единственное, чего удалось сегодня добиться РОО «Право ребенка», — это сохранить патронат для тех семей, которые уже заключили договоры.

Но законопроект фактически уничтожает возможность создавать на базе детского учреждения, из которого ребенок уходит в семью, организацию по опеке и попечительству. То есть профессиональную службу по подготовке этих родителей, их психологического сопровождения — все эти функции передаются органам опеки. А органы опеки просто технически не могут их выполнять — как правило, там работает 3-4 человека, семьи и ребенка они не знают, относятся к своим обязанностям, как правило, чисто формально.

Управление здравоохранения не может лечить. Так же и органы опеки не могут заниматься устройством детей-сирот.

          «Ежедневный журнал»