Насчет «всея ЦФО» это я погорячился, конечно. Михаил Бабич — политик федерального масштаба, поэтому должно было быть «всея Руси». Но в данном случае меня остановила элементарная политкорректность: двое из ларца обиделись бы.
Данный текст пишется по поводу неназначения Бабича губернатором Рязанской области. Так как следует ожидать целую серию неназначений, текст можно смело отнести к разряду вечных, то есть непрерывно компилируемых из чего-под-руку-попадется. Впрочем, это и есть политическая журналистика.
С одной стороны, мы имеем «феномен Бабича», с другой — гримасы капреализма. Неназначение случилось, несмотря на все договоренности и обещания. Не с теми договаривались. Еще какой-нибудь год назад такое и помыслить было невозможно, чтобы кандидатуру полпредства не просто прокатили, а еще в ходе обсуждения прямо заявили что-то типа: «Чё вы нам тут подсовываете?!». Предсказания о том, что магия Путина улетучится как дым, сбываются. Все ведь начинается с малого — сначала спорят, потом ультимативно не соглашаются с полномочными представителями, а там очередь и до самого дойдет. Это вам не заурядное фрондерство — это постепенная трансформация «Кто такой мистер Путин?» в «Мистер Путин. Кто это?».
Что касается Бабича, то его становится просто жаль. Право, он достоин лучшей участи, чем виртуально баллотироваться, а в промежутках между баллотировками учить ходить и говорить деревенских неофитов и адептов партии власти. Трагедия, становящаяся фарсом — не тот случай, здесь чистая сатира-юмор. Про Бабича уже и анекдот появился (а ведь это слава):
«В N-ской губернии перед назначением нового губернатора идет собрание партхозактива. На трибуне представитель полпредства:— Коллеги. Кандидатура только одна — Михаил Викторович Бабич.Голос с места:— Так что, даже альтернативы нет?Докладчик:
— Как это нет, полно — кто угодно, кроме Бабича».
Да-а. Возвращение из Рязани во Владимир далеко от триумфа (да было бы откуда, да было бы куда). Так мы ненавязчиво, как бы между делом перешли к делам владимирским.
Через год здесь тоже будет борьба за кресло губернатора. На сегодняшний день у полпредства в ЦФО есть четыре предварительные кандидатуры на эту должность. Вы будете смеяться, но одна из них — все тот же Бабич. Как сразу вздрогнули местные товарищи. А чего вздрагивать-то, Бабича никто не хочет, кроме Полтавченко — ни свои, ни чужие (свои так может еще больше не хотят). Опыт же показывает, что полпред вместе со всеми своими советниками и советами уже мало кого интересует. И доживут ли сами полпредства до следующей весны — неизвестно. Они и сейчас уже неактуальны.
P. S. Вы что же, думаете, будто бы все это написано с целью посмеяться над Бабичем и через смех и иронию, которые, как известно, лучшее оружие, вывести его из игры? Ошибаетесь. То, что все это в некотором роде смешно — в этом нет заслуги ни Бабича, ни автора. Сегодняшняя российская действительность оставляет смех и иронию единственно возможной нравственной позицией. Серьезными могут позволить себе быть только отъявленные единороссы или не менее отъявленные европейские либералы. Все остальные прикалываются. Граждане спокойны: в случае чего одна часть населения от огородов так и не отказалась, а другая книжек столько накупила, что эпоху застоя любой протяженности выдержит. Вот он корень стабильности, а вы все Путин, Путин.
Бабич — человечище. Талант несомненный. Он на голову выше, умнее и сильнее всех, кто его окружает. Волею судьбы мне довелось четыре месяца прожить во Владимире. Так я вам скажу следующее: Чем больше я узнаю местную политтусовку — тем больше мне нравится Бабич. Их и есть-то здесь всего двое субъектов: губернатор Виноградов да депутат Госдумы Бабич.
При всех несомненных достоинствах, у Бабича есть один недостаток, который перечеркивает всё. Он недоговороспособен. Он очень эффективен, когда кругом только лишь одни подчиненные. В условиях непубличной политики, конфликта интересов и необходимости лавирования между различными группировками, он всегда проигрывает, потому что ему не прощают жесткости и даже, зачастую, жестокости. Мандат на такое поведение может быть выдан только народом, бюрократическая среда этого не позволяет и не прощает. Были бы у нас всенародные выборы губернаторов, вот тогда он мог бы сразиться с кем угодно. И, пожалуй, многих бы своих оппонентов обыграл. Однако для этого нужна другая страна. Поэтому Бабичу один путь — в правительство РФ, там иерархия более четкая, как раз для него.