Бой с тенью

В Совете Федерации РФ готовятся поправки в закон «О СМИ», регламентирующие деятельность интернет-изданий. Ни для кого не секрет, что интернет давно как бельмо на глазу для российских властей: чем больше закручивают гайки, тем стремительнее растет интерес к крупицам непредвзятой информации, свободного (или хотя бы просто отличающегося от официального) мнения. Живучесть интернет-СМИ связана с тем, что, во-первых, они не подконтрольны властям, во-вторых, малобюджетны.

 

Теперь же «халяву» пытаются прикрыть: закона об экстремизме и DDos-атак показалось мало — нужен новый закон о СМИ. Основная мысль готовящихся поправок проста, как слеза ребенка: сайты с посещаемостью более 1000 человек должны в обязательном порядке проходить процедуру регистрации. Это, мол, соответствует статье 12 закона «О СМИ», где обязательной регистрации подлежат печатные СМИ с тиражом от 1000 экземпляров и выше. Вопросов сразу возникает множество: правда ли законодатели уверены, что количество посещений главной страницы — то же самое, что тираж бумажного издания? Кто эти посещения будет считать (ведь, счетчики можно просто убрать, к тому же вряд ли их можно считать за официальный источник информации)? Кто будет определять, что СМИ, а что нет: ведь есть еще блоги, форумы, порталы, каталоги, библиотеки. Чего только в рунете нет…

         На самом деле, ответ более-менее понятен: посчитают как надо. О том, чтобы подвести под желание цензурировать и закрывать все на свете некую более-менее разумную базу, никто уже давно не задумывается. Ведь смысл и так ясен: если ввести обязательную регистрацию, то можно будет, во-первых, закрывать ресурсы за ее отсутствие, а во-вторых, аннулировать эту регистрацию по суду.

         Но, во-первых, надо сказать, что проект постановления правительства, обязывающий все сайты регистрироваться как средства массовой информации был составлен и предложен на подпись председателю правительства Российской Федерации в декабре 1999 года. Проект подал министр Лесин премьер-министру Путину за три дня до его назначения и.о. президента. Глава правительства Путин эту бумагу подписывать отказался, и поручил разобраться с этим делом господину Клебанову, а он об этом «забыл». Так что идее этой уже больше восьми лет. Сенатор Слуцкер, предложивший проект, видимо, не в курсе.

Во-вторых, интернет, к счастью, штука космополитичная. И потому русскоязычные сайты вполне можно регистрировать вне зоны рунета и пользоваться услугами иностранных провайдеров.

 

В-третьих, «Курсив», например, изначально был зарегистрирован как СМИ. Чтобы его журналисты пользовались преимуществами в получении информации, предусмотренные законом «О СМИ». Тогда читателей-то был — десяток. И ничего. Закрыть пытались разными способами, но только не отъемом регистрации, поскольку такой метод наименее эффективен. Сейчас можно обходиться и без свидетельства. Если вдруг всем понадобится это свидетельство, тогда см. «во-вторых».

 

         В данном случае не просматривается вообще, что это санкционированная инициатива, выполнение некой высшей воли. Выглядит прожект как чей-то персональный крестовый поход против вседозволенности в интернете. Таких походов и проектов уже было очень много, и ничем они не заканчивались. Просто человек думает: вот я сделаю, и меня похвалят, или: сделаю, и решу свои проблемы. А о предыдущих попытках и понятия не имеет. А в реальности оказывается, что в Кремле этих инициатив совсем не ждут. А делать что-то такое, о чем Кремль не просил, смелости все-таки не хватает. Так что все это заканчивается ничем.