То есть в кинотеатры-то я не хожу. Чтобы не встретить пивно-мобильное жлобье в кресле по соседству. Но новинки смотрю регулярно, благо, технический прогресс позволяет это делать и дома, без ущерба для понимания полной картины картины. Предполагаю, что народ в кино-то и ходит, чтоб пиво попить, по телефону поговорить или еще чем-нибудь заняться на заднем ряду. В общем, себя показать и на людей плюнуть, поскольку темно. А фильмы все дома смотрят.
Текст, однако, не про публику. Преамбула — всего лишь извинения перед читателем за то, что рецензия пишется гораздо позже «выхода картины на большой экран».
Это был второй русский фильм (советские фильмы, а также экранизации классиков — классиков ничем не испортишь — не в счет), который мне понравился почти безоговорочно, — потому что есть о чем поговорить. Первым-то был «Ночной продавец», но там говорить не о чем: смотри да радуйся. Про иные хиты вроде «9 роты», «12», дозоров и гамбитов тоже ничего не скажешь, потому что включил и сразу выключил. Вот и получается, что это будет первый мой опыт кинорецензии.
Что примечательно — весь фильм никто не говорит по-русски, нет ни одного русского актера, немалые деньжищи на съемки выложили немцы (к которым не забыть бы вернуться чуть позже), а кино очень русское. И совсем не потому, что русский режиссер Сергей Бодров-старший снял.
«Монгол» кино называется. Про Чингисхана. Я по темноте своей общеобразовательной всегда думал, что это имя, а оказалось, что это звание, правда, эксклюзивное, только для одного человека. Т.е., «всем ханам хан». А звали парня, который в XIII веке своими лошадьми весь материк Евразия истоптал, Темуджин (транскрипция приблизительная).
Масштаб, красота и эпичность батальных съемок тоже совсем не русские. Ничуть не хуже шотландского «Храброго сердца». Кровища хлещет, мозги во все стороны летят самым натуральным образом. А уж где они столько монголов и, тем более, монгольских лошадей набрали — одни немцы знают, хотя, судя по титрам, в Китае и Казахстане. И всё это на фоне таких красивых пейзажей, каких в природе не бывает, а только в японском «Доме летающих кинжалов».
А саундтрек, так это вообще — мурашки по коже. Тяжелый рок горловым пением.
С костюмами, эротикой и иными необходимыми кинопринадлежностями тоже всё в порядке. Короче говоря, «Монгол» — первый кандидат на ближайший главный «Оскар». Причем, не в номинации «Лучший зарубежный фильм», поскольку фильм истинно американский.
Но русский… Ибо подтекстище-то! Глубинный смыслище! Никак не американские с их простыми как пожилая негритянская домохозяйка звездно-полосатыми ценностями.
***
То самое советское образование, которое не доложило мне, как звали Чингисхана, про самого Чингисхана рассказало очень даже много. И исключительно в мрачных тонах. Это ведь он взял и привез на Русь, где только-только государственность проклевывалась, татаро-монгольское иго. Привез и поехал дальше, на европейские курорты.
А голубоглазые, светло-русые, широкоплечие русичи потом почти триста лет, пока Иван III не порвал ханскую грамоту, вместо того, чтобы рожать детей, пахать землю, учиться и заботиться о сирых и убогих в полном соответствии с национальными приоритетными программами, вынуждены были платить Чингисхану и чингизидам ясак. До того за триста лет доплатились, что стали русичи далеко не такими голубоглазыми, светло-русыми и широкоплечими, как того хотелось бы, исходя из приоритетов. В общем, скверный тип был этот Чингисхан.
И ведь это не только советское образование утверждало. Еще в народных русских сказках, сложенных до Ивана III, смачно рассказано про Идолище Поганое, Змея Горыныча, Соловья Разбойника и Бабу Ягу. Это ведь всё он, Чингисхан в разных ипостасях.
И вдруг, что я вижу!? Русский режиссер на деньги главных зарубежных спонсоров российской власти (это как раз про немцев я вспомнил) снимает фильм-эпопею про этакого душку, который, конечно, мечом ловко орудует и к врагам безжалостен, но жене верен, с рабами ласков, с воинами справедлив, к пленным милостив. Большой поклонник соблюдения законности, им установленной, и, что особенно важно, — державник и патриот. Сущий Уильям Уоллас из того же «Храброго сердца», только без страсти к свободе.
Бодров-то может и не по казенному заказу «Монгола» снял, а просто хотел Голливуду нос утереть, но режиссеры — народ чувствительный к настроениям власти. Особенно современные. Да и прямой заказ я не исключу из журналистской любви к поискам тайных пружин.
Вот теперь вопрос: отчего бы Бодрову не снять такой патриотический фильмище про другого какого-нибудь садюгу-державника, мало ли у нас их было, не таких раскосых? Даже пучеглазые были. Бери хоть Петра Великого, хоть Иоанна Грозного. Можно и не таких одиозных: вон, про Пожарского праздник сделали, а кино не снимают что-то. А хорошо бы было к праздничку, вместо Темуджина-то. Неужели русская массовка настолько дороже китайской?
Страшно признаться, но еще не досмотря «Монгола» до конца, я уже заподозрил российский режим в тайном евразийстве, что и было прочувствовано режиссером и немцами. Ну, в том самом, про что еще Блок писал: «да, скифы мы, да азиаты, с раскосыми и жадными очами». А потом уж русские философы-эмигранты первой волны термин придумали. Если упрощать его суть, то россияне — никакие не славяне, не монголы и уж, тем более, не прокладка между Востоком и Западом, а отдельный могучий этнос, которого, в сущности, родил Чингисхан, насильно совокупившись с матушкой Русью. Так что нет никаких русских, украинцев, татар, башкир, якутов и, чего особенно бы хотелось власти, чеченцев, осетин и ингушей, а есть только евразийцы.
Тогда, когда термин выдумали, это было у эмигрантов такое философское оправдание своей слабости и, одновременно, оправдание силы и зверств большевиков. Дескать, тут уж от генов никуда не денешься, вот и раздубасили и веру, и царя, и Отечество. И ничего с этим не попишешь: орда! Теперь же бодровское евразийство нечто иное оправдывает. И ловко так. Кино заканчивается в момент, когда Чингисхан Северный Китай уже уничтожил и разворовал, а на запад еще не подался. Так что снимать сцены, где монголы православным попам расплавленный свинец в глотку заливают, как у Тарковского, не пришлось.
Ну, кавказцы-то вряд ли всей этой евразийской утопии обрадуются, хотя Темуджин и по Кавказу побродил не меньше, чем по Руси. А вот для татар с якутами — очень подходящая идея, чтобы малыми народами себя не чувствовали. А русским вообще всё равно, главное, чтоб державность и патриотизм. И чтоб обязательно глубже и значимей звездно-полосатой, т.е., как можно меньше свободы и как можно больше солдат.
Только ведь Чингисхан никакой державы не собирал и никаким патриотизмом не страдал. Он даже не знал, что это такое. А что столько территорий контролировал, так это он жил так. Кочевал и грабил, тем и питался. Это совсем другая философия, а никакое не евразийство. Не было у него государства, у него было великое и жестокое войско без государства. Монгольские лошади, может, и весь мир бы истоптали, но Чингисхан, к счастью, не умел строить корабли и утопии.