Два больших друга — Джордж и Владимир — намедни порыбачили вместе в семейном поместье Бушей в штате Мэн. Ничто не угрожает этой дружбе и ничем ее не омрачить. Если вопреки политическому противостоянию наших стран и элит эти двое так самозабвенны в своем чувстве, значит, оно и впрямь настоящее это чувство, а их взаимные симпатии искренни. В общем, нашли друг друга.
Неделей раньше вся демократическая Америка смеялась в голос, а республиканская хихикала в кулачок. Рассмешил США миллиардер Уоррен Баффет, второй после Билла Гейтса богач в мире. На обеде, затеянном с целью сбора средств в пользу Демократической партии, Баффет озвучил свою известную мысль относительно того, что покупать следует (вообще-то, он самый известный и успешный инвестор в мире) только те компании, управлять которыми сможет даже идиот. Однако на этот раз он пошел дальше и заявил, что такой подход справедлив и по отношению к странам. «Америка, — сказал Баффет, — великая экономическая машина». Ее экономической мощи ничто не угрожает, и трудно представить себе человека, который смог бы (и еще труднее представить себе с помощью чего) эту машину испортить.
Я вот тоже не могу представить себе, что можно было бы сделать такого с экономикой России при нынешних ценах на металлы и энергоресурсы. При всех известных различиях, похоже, что Путин с Бушем по отношению к экономикам своих стран объективно находятся в одинаковом положении, и чувствуют это. Отсюда и дружба. Впрочем, в России есть человек, который гораздо более похож на нынешнего президента США и больше ему подходит в качестве друга, просто ему не повезло, это Юрий Михайлович Лужков, но он нам совсем уж неинтересен.
Баффетовская экстраполяция его же «теории управления» на государственный уровень, как это ни странно, лучше работает на примере России, чем США. В Америке все настолько институционально прочно и традиционно, что любой государственный муж весьма ограничен в своих новациях, экспериментах и управленческом рвении. И поэтому теория Уоррена Баффета не подвергается серьезным испытаниям. Учение же миллиардера обладает истинным величием, потому что верно. Институциональным испытаниям его подвергла Россия.
Да, те самые государственные и общественные институты, которые с такой легкостью ниспровергали большевики, в нашей стране по-прежнему ничего не значат. По Конституции государственную власть в стране осуществляют президент, парламент, правительство и суд. Странно, но всего лишь заместитель главы администрации президента учит депутатов парламента суверенной демократии и объясняет, как и что им следует делать. О Госсовете в Конституции вообще ни слова. Что за структура, для чего, для озвучивания и легитимации решений, придуманных в каких-то еще более неконституционных органах? Губернаторская власть «рассосалась» в наместничестве и верноподданничестве. Общественную жизнь заменили Общественной палатой. Кое-кто из честных ее членов, наверняка, думал: «Ну, хоть что-то ведь нужно делать?», забыв историю собственной страны, и что лучший поступок в такой ситуации — не участвовать.
Замените правительство некой структурой под названием «исполнительный комитет при двадцать пятом управлении администрации президента», а Госдуму с Советом Федерации ежемесячным чаепитием «ведущих политических и общественных деятелей в резиденции Ново-Огарево». Ничего с экономикой страны не случится и ничего не изменится ни в жизни регионов, ни в реализации национальных проектов. Цены на металлы, газ и нефть по-прежнему в области исторических максимумов, да? Тогда живем по Баффету — от Москвы до самых до окраин.
Чего ни коснись — реальные задачи ставят и решают либо совсем уж фальшивые структуры, либо не вполне очевидные.
Как говаривали апологеты истории социализма: внешняя политика есть продолжение политики внутренней. Какая международная организация не вызывает тошноты у российской власти и куда мы так стремимся, и где хотим быть своими и значимыми? Большая семерка-восьмерка. Ко всем остальным есть претензии, из многих грозимся выйти, даже по ВТО существует разрешенная дискуссия. А G8 — ни-ни. Не дай бог, кто подвергнет право России на членство в этом клубе — тут же получит решительный отпор из всех орудий. Между тем, кто-нибудь помнит и знает суть претензий антиглобалистов к G8? Свободным людям на Западе не нравится, что миром пытается управлять неформальное собрание самых богатых стран, взамен легитимных и представительных международных организаций. Мы и здесь предпочитаем фальшивые структуры. Только для остальной восьмерки — это единственный способ «править по-царски»: дома-то им разгуляться не дадут, а для России — это норма жизни.