Игрушечная реконструкция Иванова в Федоскино

Михаил Юрьевич морщит лоб, легко, как мимическими мышцами, шевеля при этом очками, потом отрывается от телевизора и говорит: «Я это где-то уже видел! Или дежа вю в натуре? Не, точно видел! В Ростове!»… По телевизору показывают репортаж об общественных слушаниях по новому генеральному плану Иванова.

 

Михаил Юрьевич — странствующий журналист. Точнее, странствующий редактор. Его знают во всяких специальных московских заведениях и время от времени зовут в какой-нибудь уголок страны, чтобы наладить там выход качественной общественно-политической газеты. Последний раз он шабашил в Ростове-на-Дону, когда тамошнему полпреду Дмитрию Козаку понадобилась газета для ЮФО (не путать с НЛО).

Там-то, в Ростове он в первый раз и увидел генплан Иванова. Только в Ростове он назывался генпланом Ростова. Представляете себе! Города такие разные, а генплан один и тот же. Заинтересовавшись этим поразительным обстоятельством, мы с Михаилом Юрьевичем обратились к интернету, который, умница, знает всё, и выяснили, что не меньше десятка российских городов теперь развиваются по одному генплану. Это питерская архитектурная контора под названием «Институт урбанистики», которую в специальных московских заведениях по градостроительству знают не меньше, чем Михаила Юрьевича — в специальных московских заведениях по газетам, умело впаривает типовой план городским управам всей необъятной родины. Только названия городов меняют.

Тут надобно подчеркнуть, — я не хочу сказать, что генплан Иванова (как и Ростова-на-Дону) плох или хорош. Я про это вообще говорить не буду, поскольку некомпетентен. Я хочу сказать, что «Институт урбанистики» лучше других подобных контор страны овладел технологией раскрутки муниципальных бюджетов на бабки по этой линии. Хотя, наверняка, тот же ИГАСУ смог бы создать генплан не хуже и дешевле. И, во всяком случае, уникальный, а не типовой. К тому же, генплана всё равно никто точно придерживаться не будет. Да и не придерживается уже сейчас. Но он, конечно, нужен. Любой. Хоть бы и типовой. Чтобы не было полного хаоса.

***

Мы с Михаилом Юрьевичем почему про этот генплан вспомнили? Потому что услышали пресс-конференцию ректора ИГАСУ и депутата облдумы Сергея Федосова. Он, когда еще был депутатом гордумы, немало постарался ради продвижения к мясистому муниципальному заказу «Института урбанистики». Хотя было бы логичнее ему стараться в продвижении к этому мясу своего ИГАСУ. Наверное, личный кус Федосова в данном случае находился вне родного университета. Но это ладно.

На своей пресс-конференции Федосов про генплан всё равно ничего не говорил. Он говорил (комментируя послание президента РФ в части скорейшего приобретения жилья каждым российским бомжом) про реконструкцию хрущевок как один из удобнейших способов решения поставленных президентом задач (цитируем по «Интерфаксу»):

         «Жилищный вопрос в облцентре помог бы решить проект реконструкции жилых домов первых массовых серий, выполненный специалистами ИГАСУ.  Сегодня и внешний вид этих домов и планировка квартир в них устарели по социальным, эстетическим и техническим критериям. Мы предложили эти дома не сносить, а реконструировать: или добавлять мансардный этаж, или перестраивать пятиэтажки в семи-, девяти и более этажные дома. При воплощении в жизнь второго варианта «хрущевка» остается внутри нового здания. Планировка квартир и инженерные сети обновляются, к дому пристраиваются лифтовые шахты. Здание наращивается по толщине, под новую часть дома делаются отдельные фундаменты, которые и несут вес новых конструкций. Делается наружная облицовка для утепления дома. Увеличивается общая жилая площадь помещений. Битумные крыши заменяются скатными конструкциями. Жилплощади становится больше почти в два с половиной раза. Куда переселять жильцов пятиэтажек на время ремонта? Сначала в районе реконструкции строится новое жилое здание, куда переселяют людей. После реконструкции они могут или вернуться в свои квартиры, или остаться в новостройке.

Специалисты ИГАСУ выбрали в городе один микрорайон, наши студенты провели обследование расположенных там жилых домов первых массовых серий. Мы готовы участвовать в этом проекте. Но дело не движется уже несколько лет».

Видите, в чем принципиальная разница между «Институтом урбанистики» и ИГАСУ? Не видите? В Федосове. У «Института», на его счастье, нет такого бестолкового менеджера по поиску госзаказа, а у «Университета», на его несчастье, — есть.

Во-первых, проект реконструкции «хрущевок» разработан вовсе не специалистами ИГАСУ. С ним уже лет десять носятся те же питерцы, а также московские и киевские архитекторы, а изначально разработали немцы, которым вместе с ГДР достались, в том числе, и эти «хрущёбы».

А, во-вторых, проект был необходим Берлину. Причем, больше по политическим мотивам. Он актуален для Москвы, Питера и Киева, поскольку там строить уже больше негде, кроме как поверх «хрущевок». И то, видимо, ничего не получится. Поскольку, как известно, из говна конфетку не сделаешь. И проще и дешевле «хрущевки» сносить. В Киеве, например, в качестве эксперимента перестраивали два подъезда одной «хрущевки» семь лет. В результате всё закончилось скандалом и судебными разбирательствами. Уж слишком большой геморрой с расселением жильцов и их последующим возвращением в реконструированное. В Москве план реконструкции «хрущевок» признан бесперспективным. Так это в Москве!..

А в Иванове-то! Полгорода деревянными избушками застроено. Только и дожидаются бульдозера.

         И вдруг вылезает Федосов с этим бредом, который «не движется уже несколько лет». Наверное, Федосов решил, что задачи, поставленные президентом, заставят бред двигаться и воплощаться в жизнь. Может быть он и прав. Но это уже из истории о повороте рек по указу партии. Только ведь тогда реки «по-честному» поворачивать хотели, а не рубить казенную деньгу только за прожект.