3 мая в Шуйской горадминистрации прошли общественные слушания по итогам года официальной работы завода «Эггер». Несмотря на то, что слушания устроили в рабочее время, жителей города собралось в этот раз значительно больше, чем на слушаниях 2004 года. Зал был настроен враждебно к представителям завода. У некоторых эмоции перехлестывали через край. Шуяне, что называется, «унюхали» «Эггер». Хоть новый референдум созывай.
Представительница завода С. Чокой сделала длинный доклад, из которого следовало, что у них все в порядке с экологией. Директор завода М. Хохлов прорекламировал качество продукции завода и его благотворительность (в сумме 300 тысяч рублей). После чего из зала посыпались вопросы.
— Когда будет отдельная дорога к заводу?
В ответ директор сказал, что эту дорогу должна строить область за свой счет. Зал загудел.
Неизбежно встал вопрос о замене фоновой справки Ярославского ЦГМС. Представитель Ростехнадзора А. Беляев высказался в том смысле, что новой справке он не верит. Мне пришлось напомнить, что справка выдана уполномоченным органом, которому даже суд предписывает верить. Если не верить уполномоченному органу, тогда нет оснований верить и заключению государственной экологической экспертизы, в основе которого лежит фоновая справка все того же Ярославского ЦГМС. То есть экологическое обоснование проекта завода рухнуло, на сегодняшний день его попросту не существует.
Затем встал вопрос о том, что пыль от шлифовки древплит, содержащую формальдегидные смолы, в проекте приравняли к чистой древесной пыли (между прочим, шлифовальной пыли в год образуется 5 тысяч тонн). Грязную пыль не включили в перечень выбросов потому, что на шлифовальную пыль не установлен гигиенический норматив, — такие вещества вообще запрещено выбрасывать в воздух городов согласно санитарным правилам.
Сидевшие в зале разработчики экологического обоснования из ИвГХТУ не смогли внятно объяснить свой прокол.
Попутно спросили и о том, куда девают уловленную шлифовальную пыль. Директор заявил, что она используется повторно в производстве плит, однако С. Чокой сказала, что пыль эта сжигается, а зола вывозится на свалку. Так и осталось неизвестным, кто из них не знает, что в действительности происходит на заводе.
На вопрос: «Когда исчезнет навязчивый запах от завода?» присутствовавшие ответа так и не получили. Кстати, наличие запаха — признак превышения максимально-разовой ПДК. И здесь не надо иметь приборов — достаточно собственного носа. Проблема в том, что пока никто не может сказать, какие конкретно вещества создают этот запах. Даже главный санитарный врач области по нашему запросу не смог дать ответа. Исследования причин запаха только планируются. Тем не менее, государственная экологическая экспертиза эти вещества во внимание не принимала, никаких расчетов допустимости по ним не было.
В ходе мониторинга, который изредка проводит ивановский филиал ЦЛАТИ, указанные вещества, естественно, тоже не фигурируют. Но именно запах больше всего раздражает шуян! Мы так не договаривались — нюхать ароматы «Эггера» всю оставшуюся жизнь. И закон «Об охране атмосферного воздуха» еще никто не отменял.
Вопрос «Когда допустят на завод представителя ШЭС Л. Клюшкину, не подписавшую акт приемки завода в апреле 2006 года, для проверки устранения отмеченных ею тогда недоделок и недостатков?» тоже остался без ответа.
Не получено ясного ответа на вопрос, почему в проекте был заявлен выброс формальдегида в 28,6 тонн в год, а по результатам мониторинга специалисты ИвГХТУ насчитали только 6 тонн. Сказали только, что в производстве используется клей небывалой чистоты, а процент свободного формальдегида, выделяющегося при горячем прессовании, указан в справочниках неверно.
(Замечу: тем не менее, зная это, экологическое обоснование делали по тем же самым справочникам).
Когда зашла речь о том, что шуйские газеты дружно молчат о последних событиях вокруг фоновых справок, директор завода заявил, что газеты не должны печатать непроверенную информацию. Получается, что, по его мнению, официальные документы надо уважать только тогда, когда они в его пользу. Тем более, что позицию газет, как показалось присутствующим в зале, формирует компания «Эггер».
Представители прессы скромно промолчали.
И еще об одном тяжелом вопросе нельзя не упомянуть. «На каком этапе находится вопрос о второй очереди завода?». Хохлов заявил, что даже решение о ее проектировании еще не принято. Мне тут же вспомнилась заметка, появившаяся в шуйской газете «Местный спрос» за пару дней до слушаний. Там на эту же тему директор высказался прямо противоположно: «Несмотря на неоднозначное отношение жителей к его предприятию, компания будет и в дальнейшем развиваться. Не за горами ввод в строй второй очереди предприятия».
Это при том, что еще не известно, законно ли построена первая очередь. После такого раздвоения стоит ли удивляться «неоднозначному» отношению шуян к заводу?