Вот любопытная прежде всего для ивановцев публикация с сайта «Инвестиционные возможности России», принадлежащего Институту прямых инвестиций. Примечательно, что проект и сайта, и Института поддерживается министерством экономического развития и торговли.
Герман Греф пообещал сделать из Иваново за 5 лет процветающий край. Впервые за 17 лет российское правительство обратило внимание на текстильную отрасль. В городе Иванове, этом символе российской легкой промышленности, побывал министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Так что же власть задумала такое, что преобразит регион за пять лет? Это называется «текстильный кластер». За модным словом скрывается старый добрый «производственный комплекс». Но если «производственные комплексы» придумывал Госплан, то «кластер» поручено разработать «ведущим мировым специалистам». Из-за рубежа, и, скорее всего, из Италии: недаром г-на Грефа сопровождал посол этой страны Витторио Клаудио Сурдо.
Впрочем, факт наличия посла официально никак не комментировался, и опять же официально консалтинговую группу определит открытый конкурс. Оплату услуг консультантов взяли на себя бюджеты: федералы и область скинулись на 45 миллионов рублей, каковые и уйдут на маркетинговое исследование. Пикантность ситуации заключается в том, что консультант не просто определит механизм достижения конечного результата, но и подберет инвестора. Речь идет, скорее всего, об итальянском капитале, но доподлинно мы это узнаем в мае. В декабре вопрос о создании кластера будет вынесен на заседание правительства. «Нужно, чтобы правительство в этом году рассмотрело этот вопрос, — торопит события г-н Греф. — Наша задача — убедить правительство, что текстильный кластер нужен».
«Убедить правительство» — читай, «убедить минфин». Но, похоже, финансисты сопротивляться не будут: никаких особых льгот не предвидится. Так, когда местные заикнулись о создании особой экономической зоны производственного типа, г-н Греф довольно жестко дал понять, что сие нереально. Но поскольку вовсе без льгот иностранного конкурента не одолеть (ведь и китайские, и турецкие производители пользуются громадной поддержкой государства), г-н Греф делает шаг навстречу: «Мы буквально вчера обсуждали с руководителем администрации президента вопрос об особых региональных зонах, он идею поддержал». Речь идет о том, чтобы дать право регионам, которым не удалось встроиться в программу создания федеральных особых зон, создавать свои, в которых льготы будут ограничиваться скидками при платежах сугубо местных налогов. Штука в том, что такое право у регионов есть и сегодня.
Впрочем, ивановцы этой новостью не сильно воодушевились: у них-то давно работает, без лишней огласки, особая туристическая зона в городе Плес, позволившая преобразить этот городок на корню. А вопрос о том, почему текстилю не удастся пройти конкурсный отбор на создание федеральной зоны (вроде бы писали такие правила, чтобы подошли как раз депрессивным), завис в воздухе.
Зато другой подарок от г-на Грефа, таможенный, встречен на ура. Министр пообещал за несколько месяцев навести порядок с ввозом в страну текстиля. «Серый и черный импорт — то, что губит отрасль, — говорил он. — Как конкурировать с теми, кто не платит не только пошлины, но вообще налоги?». Однако на вопрос, как правительство защитит эту самую отрасль после присоединения к ВТО, г-н Греф жизнерадостно ответил: «Никак! Никакой особой защиты не требуется. Кластер создадим — пусть от нас сами защищаются».
Сказать по правде, осталось непонятно, в чем же будет заключаться то «особенное» конкурентное преимущество, которое позволит одолеть китайцев и турок. Ведь и по стоимости рабочей силы, и по цене энергоресурсов мы как проигрывали, так и будем проигрывать. Какова мотивация инвестору вкладываться, и разве не нужно ему будет отбивать инвестиции через товар, который может оказаться далеко не дешевым? На эти вопросы г-н Греф сходу отвечать не стал: затребовал у помощников графики. «Цена рабочей силы — далеко не определяющий фактор, — сказал министр. — К тому же в Турции она все еще существенно выше. Ну, какие особые преимущества у Кореи? Главное преимущество — менеджмент, менеджмент области — в том числе».
В целом же представляется, что системного ответа на эти и другие вопросы пока просто не существует. Его ждут от привлеченного консультанта: за немалую даже по мировым меркам сумму в 45 миллионов рублей консультант должен продумать за чиновников все нюансы и сделать чудо на ровном месте. Но стоит помнить, что консультант предложит именно бизнес-решение.
Поженить его с социальными аспектами придется уже местным властям. Так, на одном из ивановских предприятий после частичной модернизации за воротами оказались тысяча «лишних» людей. И это — только начало.