Общественный строй России

Национализм — превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий «национальное» — как безусловную противоположность «универсального», и «свое родное» — как безусловную противоположность «чужеземного». Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный… Практическое значение Н. отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь.

 

Национальная идея России, будем считать, все еще формулируется или рождается. Нет ее или мы ее просто не видим — не важно, поскольку она суть все тот же «отвлеченный принцип», как и национализм, и если мы ее (в отличие от национализма) не ощущаем, то и ладно. И без национальной идеи есть с чем разобраться. А вот что точно есть, так это общественный строй — как система взаимоотношений, свойственных стране в определенный исторический период и охватывающих все виды социально-государственных взаимосвязей.

 

Действительно, очень интересный вопрос: «А в какой, собственно, стране мы живем?».

Есть два вида универсалистских государств (главенствует принцип гражданства, культурные, этнические, религиозные и прочие различия игнорируются или подавляются) — либеральная демократия и коммунизм. Первый, как оказалось, глубоко противен природе даже и современного русского человека в какой бы ипостаси мы его (человека) ни представляли. Политическая и экономическая элиты, пенсионеры, широкие массы трудящихся, молодые лоботрясы и примыкающие к ним молодые карьеристы — все на самом деле исповедуют идеологию «справедливого распределения» в самом широком и вульгарном смысле этого слова. Все зачатки либерализма — незавершенные реформы 1990-х — отменены. Прогрессивная молодежь, которая, как представлялось, должна быть сторонницей либерализма, таковой не является. Проявляемый же молодыми людьми (и принимаемый почему-то за либерализм) юношеский задор намного эффективнее пенсионерского брюзжания в деле окончательного возврата к системе распределения, и он приветствуется и активно поощряется действующим режимом через систему специфических организаций и пропагандистского прикрытия.

Коммунизм потерпел фиаско — как неэффективная экономическая модель. Под влиянием этого понимания и начинались реформы в стране. Разума хватило ненадолго, подключились чувства и, как следствие, — торжество идей реваншизма и так называемая «реакция» в общественной жизни. Это привело к тому, что коммунизм оказался дискредитирован не из-за своих реальных недостатков, а просто — время было такое, «негодяи», «империалисты», «распределяли несправедливо» и т.д. Рефлексии не было. Оценка, анализ — это не надо. Общество не понимает, что произошло и что происходит.

Идеи либерализма отвергнуты напрочь и элитой, и обществом на всех уровнях. Коммунизм также отвергнут, но просто как эпоха «когда у нас были неудачи» — он по-прежнему близок, хотя в несколько ином виде, что неудивительно на фоне «реакции» после национального унижения.

Что же это за новый коммунизм? Это коммунизм, к которому добавлен национализм, после чего этот общественный строй, разумеется, перестает быть универсалистским. Уже, наверное, и так все понятно, но пройдем этот путь до конца.

Прежде всего, немного о патриотизме. Патриотизм — это не много и не мало, но всего лишь любовь к отечеству. И только в таком контексте и безо всяких расшифровок. Как только начинаем уточнять патриотизм, так сразу приходим к другим понятиям, связанным уже и с государством, и с обществом и проч., для чего патриотизм как понятие явно избыточен. Со всеми остальными «измами» патриотизм связывает только суффикс. Любое публичное использование слова «патриотизм» за рамками призыва защитить свою родину во время страшной и тяжелой войны — обычная подлость.

Невозможно говорить о волках, не говоря о том, что они охотятся в лесу. Невозможно говорить о рыбах, не говоря о том, что они живут в реках и океанах. Невозможно говорить о национальном, не придя рано или поздно к национализму как «отвлеченному понятию». Если те, кто формирует повестку дня, допускают широкие дискуссии и размышления на тему национальных чувств хоть и с самыми благородными (как им кажется и как они хотят чтобы казалось) намерениями а-ля патриотизм, национальное самосознание, культурная идентичность и т. д., то это неизбежно приведет к проявлениям бытового национализма, как минимум. И к государственному национализму, как к норме.

Россия — социальное государство, отринувшее коммунистическую идеологию, интернационализм, то есть переставшее быть универсалистским. В отсутствие либерализма тема национального становится «отвлеченным понятием», господствующей идеей (свято место пусто не бывает), окончательно формирующей образ и систему вполне определенного общественного строя.

Отсутствие полноценной политической жизни, вождизм, государственная экономика, тотальная власть бюрократии, национальная идея, популизм, демагогия. Россия — страна классического национал-социализма, безо всяких натяжек и очернительства. Просто как исторический, научный факт.

Национал-социализм прочно ассоциируется с фашизмом. По гамбургскому счету это одно и тоже. Однако фашизм еще определяют как исторический феномен, свойственный Италии и Германии 1930—40-х годов, приведший к крайним проявлениям антигуманизма и бесчеловечности. Но это уже конкретные исторические условия — то есть, могут создать концлагеря, а могут и не создать. Страны либеральной демократии тоже весьма разные. Сравните Бельгию, США, Францию, Британию, Германию, Швецию, Голландию, Испанию. Многие из жителей этих стран за сравнение друг с другом могут и глаза, как минимум, выцарапать, а уж поведение США совсем мало кого устраивает в Западной Европе. Тем не менее, все они — страны одного общественного строя — либеральной демократии.

Вот что нам говорит о фашизме Большая советская энциклопедия: «Важнейшие отличительные черты Ф. — воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование гос.-монополистич. методов регулирования экономики, макс. контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значит., частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путем националистич. и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать ее в интересах эксплуататорского строя. Общность черт, присущих Ф. как политическому течению, не исключает существования различных его форм, определяемых часто степенью преобладания политич. или милитаристских сил…».

Называть общественный строй в России фашизмом некорректно только в силу исторических причин и негативной окраски этого понятия. Фашизм отчасти просто ругательство, чего не скажешь о национал-социализме, который вполне конкретен и реален именно как точное понятие и характеристика государства. В данном случае нашего.

Обратите внимание, как власть борется с любыми проявлениями инакомыслия — жестко, вне здравого смысла и справедливости. На едва намечающиеся марши еще встречающихся несогласных свозят полицейские силы из разных регионов. В случае одновременного проявления несогласных в нескольких регионах этих сил может не хватить. Вопрос: когда власти придется использовать армию, сколько осталось до этого времени? И будет ли до этого период «мобилизации масс» на борьбу с «врагами родины»? Идеологически такая мобилизация идет уже сейчас и весьма активно, но пока режим не требовал от народа физических действий и решительного осуждения «отщепенцев и выродков», что может потребоваться в случае легитимизации еще более жестких мер.

Можно ли жить в национал-социалистском государстве? Ну, во-первых, живем же. Во-вторых, а почему и нет? До тех пор, пока власть будет способна нейтрализовать реальную оппозицию без крови — все будет хорошо. Богатство — это не главное, минимальный уровень благосостояния при эффективной системе распределения обеспечит стабильность и общественное удовлетворение. Монетизация льгот, бесплатные лекарства — это все ерунда, тактические просчеты, которые легко исправляются. Недоверие ко всем без исключения институтам власти тоже не в счет, поскольку это никак не отражается на авторитете вождя, а это и есть главная отличительная черта национал-социализма.

Однако все будет хорошо — это если только оперировать очень короткими временными отрезками. Существующий режим — это безумие. Национал-социализм приведет страну к катастрофе и последствиям гораздо более тяжелым, чем после развала СССР.

Магия Путина исчезнет на следующий день после выборов, если они будут. Но общественный строй останется, по-видимому, прежним. Режим всеми силами — и пропагандой, и законодательно — стремится определить любое проявления инакомыслия и оппозиционности как попытку свержения конституционного строя, терроризм и экстремизм. Информационное поле страны зачищено до стерильности. Посмотрите в телевизор, ярчайший пример — НТВ. Все эти программы «максимум», «репортер», «дознаватель» и «признаватель». Сублимация чистой воды — есть талант, есть технические возможности, есть желание, но нет права говорить серьезно и о серьезном, отсюда весь этот бред и страшилки. Как плод больной фантазии и нереализованных возможностей. Своего рода интеллектуальное подполье: разум кипит под прикрытием некрофагов, детей-убийц, банкиров-мутантов и зомби из ЖРЭУ.

         No Pasaran!