Явка с пальцами веером

Редакторам журнала «1000 экз.» Алексею Машкевичу и Александру Элькинду, с восхищением. 

Написал я тут как-то для элитарного (в смысле, не поступающего в продажу) журнала «1000 экз.» статью про журналистский лоббизм или, если пользоваться простым и понятным журналистским жаргоном, про заказауху. Взгляд, так сказать, на этот специфический рынок услуг. А предварил текст вводочкой про лоббизм вообще. Вот она.

 

Прежде, когда-то уж очень давно слово «лобби» в свежедемократической России было ругательным и подразумевало взяточничество, интриги и казнокрадство. Потом российское общество узнало, что в спелодемократических странах лобби легально существует при парламентах, правительствах и госслужбах и очень хорошо финансируется заинтересованными корпорациями. И слово «лобби» обрело положительную семантику и даже, пожалуй, стало модным. Соответственно, всё больше и больше наших депутатов и чиновников, гордо выпятив грудь, публично называют себя лоббистами того-сего, пятого-десятого. Те из этих глупцов, кто чуть поумнее (а может еще глупее?), хотя бы догадываются оговориться примерно так: «этим я лоббирую интересы всей страны», или «интересы законности», или что-то другое в этом абсурдистском духе. Лучше бы молчали, честное слово. Поскольку лоббизм действительно подразумевает и взяточничество, и интриги, и, конечно, казнокрадство, которое, собственно говоря, и является главной целью лоббизма у тех самых, у спелодемократических… Просто у них даже в этом скользком виде человеческой деятельности существуют некие правила: все знают, что вот этот институт, или это бюро, или эта консультационная фирма занимается только тем, что лоббирует в государственных органах власти интересы «CocaCola», или «Microsoft», или даже Аль Капоне. И директор института (но никак не депутат или чиновник) не станет скрывать в интервью, что он лоббист, иначе его на смех поднимут. А задача общества (официальных правоохранителей, общественных организаций, журналистов) ухватить их за руку, уловив тот неуловимый момент, когда лоббист вышел за рамки закона:

— Ага, брат конгрессмен, мы слышали вы тут над законопроектцем трудитесь, а ведь он, ваш законопроектец, неконституционен! Ну совершенно неконституционен!

— Какой такой законопроектец? Не знаю я никакого законопроектца!

— А это что? — и общественность тычет в нос депутата бумажки…

— Чё это? Чё это вы мне тут тычете?

— А это мы черновички в мусорной корзинке в Академии изучения прогресса и регресса нарыли!

— И чё?

— Как это «чё», как это «чё»? Академия за чей счет живет? За счет «Ford»! А вы от какого штата избраны? От Мичигана! И вообще, кто вашу избирательную кампанию финансировал?.. Так что извольте объясниться, какого хрена только на машинах «Ford» можно будет устанавливать мигалки?..

Захватывающая игра, увлекательная…

Впрочем, о подробностях ихнего лоббизма рекомендую почитать в романе «Здесь курят» Криса Бакли. Чудесная книжка. Только кино не смотрите, по ней поставленное, испортите себе чтиво.

О нашем лоббизме тоже можно роман писать. Только в ином ключе. Это явно не детектив с соревнованием по-талейрановски изворотливых и по-шлимановски находчивых умов. Это — наша традиционная социальная антиутопия с тупыми затылками внутри и вокруг всяких парламентов, с обильной жратвой в бане и мордобоем в подворотне. И это несмотря на то, что у нас академий изучения прогресса и регресса больше, чем у них, — вот парадокс (который, кажется, объясняется тем, что одну половину академий содержат тамошние спело-демократы, полагая, что здесь детектив, а вторую — тутошние свеже-демократы, зная, что здесь антиутопия; методы работы академий, соответственно, очень разные, если стараться выражаться мягко).

Я бы и сам такой роман написал, но не люблю крупных форм во всех их проявлениях и очень не люблю антиутопии.

***

Такая вот вводочка. Ничего особенного. И вот открываю я, значит, свежеиспеченный номер журнала, сквозная тема которого — и есть лоббизм. Читаю интервью с сенатором Юрием Смирновым и в процессе чтения начинаю тихо охреневать. К концу чтения тихое охренение перешло в истерический смех. В общем, я чуть не обмочился.

Вводочка-то писалась чисто теоретически и с тайной надеждой, что свою глупость российские лоббисты все-таки уже научились не демонстрировать. И вот вам пожалуйста — цитата, вслед за которой вводочка и идет (блестящее редакторское искусство размещения текстов).

***

— Каких ивановских предпринимателей и структуры вы можете привести в пример как грамотных и удачливых лоббистов?

— Дмитрий Сиганов (ПГ «Роско»). Ему понадобилось решить вопрос по получению льгот при ввозе оборудования стоимостью 10 миллионов евро. Он сразу до меня достучался. Мне ничего не оставалось, как заняться этой проблемой. Виктор Богаделин («Шуйские ситцы»). Он активно пользуется возможностью получать компенсацию части процентов по кредитам из федерального бюджета. Возьмем Евгения Нестерова («Родники-текстиль»). Нужно ему было решить вопрос по субсидированию процентной ставки по кредитам для своего предприятия, он обсудил его со мной. Владимир Власов («РИАТ»), эффективно использующий все лоббистские возможности как депутат Ивановской областной думы.

***

В общем, Смирнов сдал всех. Ладно бы, только себя, а то — всех. Ладно бы, только себя и своих подельников, а то еще и Власова приплел. Наверное, хотел его похвалить.

Так что теперь прокуратуре и напрягаться особенно не нужно (хотя, она и не будет). Вызывай граждан на допрос по смирновскому списку и спрашивай: какой величины была взятка? в какой валюте? или это было борзыми щенками? когда давали? на что? Ну, и т.д. Мне ли прокуратуру учить!