Эксцесс исполнителя

Ивановская областная прокуратура День пионерии 19 мая отметила возбуждением совершенно волшебного уголовного дела. Прокуроры усмотрели в тексте статьи Владимира Рахманькова «Путин как фаллический символ России», опубликованной на сайте интернет-газеты «Курсив» 17 мая состав преступления. А именно: «Оскорбление представителя власти» (ст. 319 УК РФ), конкретно президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. В настоящий момент Владимир Владимирович Рахманьков числится подозреваемым.

Нет сомнений, что власть настроена очень решительно. В составе следственной группы какое-то немыслимое количество людей (даже сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью), только за мной приезжали целых трое — возможно думали, что я буду отстреливаться. Так что, скорее всего, редактору «Курсива» таки будет предъявлено обвинение, если здравый смысл не восторжествует.

Никакого заявления в адрес прокуратуры по поводу статьи не поступало, по крайней мере, официального. Уголовное дело было возбуждено по собственной инициативе прокуратуры области. Тем не менее, вопрос, кто на самом деле проявил «эксцесс исполнителя» — прокуратура, ФСБ, губернатор Мень или еще кто — остается открытым.

(«Эксцесс исполнителя» следует пояснить. Это термин из уголовной практики. Допустим мистер «икс» заказал мистеру «игрек» набить лицо мистеру «зет». «Игрек», желая выслужиться или имея сам что-то личное, не просто бьет, но и убивает «зет». На суде мистеру «икс» вменять заказ убийства не будут, потому что он заказывал простое мордобитие, а произошел эксцесс исполнителя со стороны «игрек».)

Возбуждение уголовного дела в отношении Рахманькова — классический пример эксцесса исполнителя. Охраняя конституционный строй и честь главы государства, некоторые представители власти зачастую ведут себя, как слон в посудной лавке.

Следователи провели обыски в редакции газеты «Курсив» и дома у Владимира Рахманькова. Были арестованы и изъяты компьютеры, в том числе домашний компьютер семьи Рахманьковых. Помещение редакции газеты опечатано.

Следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Ивановской области во время допроса интересовался у меня среди прочего тем, не обсуждал ли Рахманьков со мной предстоящую публикацию, как он к этому готовился, почему он написал эту статью. Вкупе с арестом компьютеров получается довольно любопытно. Ведь если речь идет об оскорблении (которого, разумеется, нет и в помине) в тексте статьи, то ни процесс ее подготовки и написания, ни технология опубликования (тоже очень интересовало следователя), ни техническое оборудование не должны интересовать следствие. Потому что объект и субъект дела налицо и для расследования (если это можно так назвать) ничего более не требуется. Отсюда следует два вывода.

Первый. Прокуратура подозревает, что Рахманьков — это либо слепое орудие, либо звено в цепи некой тайной организации. И где-то обязательно есть письменные или электронные свидетельства существования такой организации и ее связи с Рахманьковым. Отсюда обыски и арест оборудования и подключение УБОПа.

Второй. Более вероятный и не такой комичный. Прекратить деятельность СМИ можно только по решению суда. Добиваться этого довольно сложно, долго и еще вряд ли получится, да и сам прецедент не слишком выгоден с политической точки зрения. Изъяв же в рамках расследования уголовного дела эти якобы «вещественные доказательства», можно и без суда фактически закрыть газету или, по крайней мере, создать очень серьезные препятствия для ее работы. Отсюда обыски и арест оборудования и опечатывание помещения редакции.

Это уж не говоря о том, чтобы «разобраться» с самим Рахманьковым.

А о чем ведь он написал (некоторым же нужно расшифровывать тексты, чтобы они их поняли). Лозунг «Плодитесь и размножайтесь» — это бутафория, за которой скрывается отсутствие смысла. Нас сейчас 150 миллионов, а через восемьдесят лет будет 50! — Очень страшно. Во-первых, как минимум, некорректно проецировать тенденцию нескольких лет на десятилетия вперед. Во-вторых, а во имя чего нужно, чтобы нас было как минимум столько же через сто лет? Чего нам нужно достичь, добиться, построить, осознать? Где то самое сакральное послание, в чем смысл жизни российской, русской нации? Где то великое, что указал бы нам президент и во исполнение которого бы все эти прокуроры, министры и проч. ринулись бы разрабатывать и осуществлять демографические программы? Нет его. В начале президентства Путина еще были какие-то намеки, а сейчас пустота, которую спичрайтеры президента нехитрыми приемами попытались надуть сакральным смыслом. Не получилось. Вот Рахманьков и сказал, что король-то голый.

Нынешняя российская власть не в состоянии создавать Тексты и Смыслы и поэтому начинает пугаться любых текстов.

При этом власть сама уже испугалась того, как она уничтожает СМИ и экспертное сообщество. Самой мощной структуре нужен любой, пусть формальный, но противовес, чтобы хоть немного понимать суть происходящего и выпускать пары «государственных диссидентов». Иначе чем объяснить появление этого бастарда (не буду в свете вновь возникших обстоятельств писать это слово по-русски) российской государственности — Общественной палаты. Власти нужна не общественная жизнь, а ее эрзац — общественная палата. И чем ближе к 2008 году, тем будет хуже. Пока еще легкое сумасшествие грозит обернуться затяжным приступом. Неадекватная реакция власти на все что угодно будет только усиливаться.

Владимир Рахманьков искал два месяца назад в областной прокуратуре защиты. И те же люди, которые ему в ней отказали, тут же еще и накинули ему удавку на шею.