Полная рекреация

Небо рухнет на землю,

Перестанет расти трава.

Он придет и поправит все…

(БГ. «Человек из Кемерова»)

***

Партия «деревенских», перебравшаяся в правительство Ивановской области из подмосковной глубинки, похоже, мало представляет, чем ей заняться. Однако же все время чем-то занимается. Партия «городских», доставшаяся правительству Ивановской области в наследство от Тихонова и Бабича, даже и не задумывается, чем бы ей заняться. Однако же все время чем-то занимается. И есть подозрение, что обе партии занимаются одним и тем же.

Требовать от государственного капитализма эффективности в национальном масштабе — это значит обижать бюрократию пустыми капризами. Эффект при госкапитализме возможен лишь для отдельных групп в рамках проектов по укреплению власти все той же бюрократии. Например, СУ-155 неплохо заработает на национальном проекте «доступное жилье», в ходе реализации которого «народные радетели» упрочат свое положение.

Когда у страны такой гигантский профицит государственного бюджета, как у России, это само по себе еще и не плохо, и не хорошо. Но в отсутствии истинного тоталитаризма, реализуемого посредством либо монархии, либо закона, на фоне псевдодемократии, реализуемой «Единой Россией» и Государственной думой, начинаются проблемы. Хочется тратить, тратить и тратить. Чем больше денег, тем больше хочется тратить.

Основные финансовые потоки находятся в руках государства. Это значит, что все процессы — от принятия решений до их реализации и от стратегического планирования до оперативного руководства — под контролем бюрократии. То есть — тотальная неэффективность. Однако же в российской идеальной бюрократической машине случаются все-таки системные сбои. Один из которых — проект «Особые экономические зоны». Судорожная попытка Грефа создать хотя бы малые точки роста, независимые от нефтяной ренты, самодостаточные при любой конъюнктуре международных цен на сырье.

Когда в начале прошлого года об этих зонах только заговорили, многие главы проблемных субъектов Федерации (в особенности южных) удовлетворенно потирали руки. Думали, что это для них придумали: денег ведь в стране много, а все действующие каналы финансирования вроде бы уже задействованы и не справляются с задачей нейтрализации излишков путем коррупционного или неэффективного перераспределения. Похоже было на возврат «свободных экономических зон», например, на территории Ингушетии, куда, как в черную дыру, уходили в 1990-е миллиарды рублей.

Оказалось не так. В ноябре 2005-го завершился конкурсный отбор первых проектов. Сирых и убогих среди них не оказалось. Ивановской области не было даже среди конкурсантов. Во-первых, было не до того в связи с выборами областного парламента и недовыборами губернатора, во-вторых, не было интеллектуальных ресурсов, способных разработать что-то приличное, в-третьих, не было ресурсов, способных биться за реализацию на федеральном уровне этого нечто — хоть приличного хоть неприличного.

С первым разобрались. Второго как не было, так и нет. В качестве третьего сейчас человек, ставший по общероссийскому недоразумению губернатором Ивановской области.

И вот партия «деревенских» извлекла из доставшихся ей в наследство бабушкиных сундуков замшелую программу по туризму, подретушировала ее и выкатила в виде претендента на ОЭЗ «Плес».

Если кто-то имеет желание всерьез обсуждать плесский туризм — пусть обсуждает. Вопрос в другом. Чего было огород городить с назначением на высший пост исполнительной власти в регионе человека «по высочайшему соизволению»? Да еще с таким надрывом и чередой скандалов? Чем Тихонов-то не устраивал?

У ивановского мэра Фомина есть хотя бы одно реальное дело, которое действительно находится в его компетенции и единственно которым муниципальная власть и может управлять — уборка города. А что делать Меню?

Стал бы ивановским губернатором Бабич, или Тихонов, или Головков, или Тихомиров, или Смирнов, или еще кто — неужели бы на конкурс ОЭЗ представили бы что-нибудь кроме Плеса?

Пришлый человек всегда должен что-то доказывать — себе и окружающим. Зачастую это бывает вредно. «Деревенские» же ведут себя скромно, велосипед не изобретают: все, как «при маменьке» — аэропорт, Палех, Плес. Скоро увидим еще что-нибудь такое же до боли знакомое. И то хорошо. А то местные сначала было забеспокоились, как бы чего не вышло. Напрасно, нормальный мужик. Лужкова любит. Ну и народ их любит. Обоих.