Послал по-федеральному

Последние события в стране вызывают у меня сплошь исторические аллюзии. Теперь вот послание президента Федеральному собранию. С самого начала (речи Путина) я почувствовал легкий дискомфорт. И не мог понять его причины: я ведь нашего президента люблю, голосовал за него всегда. Умеренный патриотизм, социальный популизм, призывы дружить с Европой и Америкой на фоне угроз в адрес «кое-кого» с «двойными стандартами». В общем, все как всегда — на любой, как взыскательный, так и невзыскательный вкус. И при этом какое-то неприятное deja-vu.

Но когда пошли выкрики с мест про любовь то ли к партии, то ли к женщине, а на самом деле, про большое и светлое, сублимированное через военное строительство, чувство к самому докладчику, меня осенило. Да это же один в один тот самый легендарный XVII съезд ВКП(б), состоявшийся в январе 1934-го и названный тогда «съездом победителей», превратившийся со временем в «съезд расстрелянных», поскольку почти все его делегаты ушли в небытие волею одного человека.

Смотрите на них, смотрите. На их внимательные и внемлющие лица, на которых отражаются потуги придать собственному существованию смысл в виде рациональных действий по реализации того, что с ними или без них, но реализуют все равно. Смотрите, видите их в последний раз. Пройдет совсем немного времени, и никто их не вспомнит не то чтобы добрым словом, а просто не вспомнит. Депутаты, те уже давно среди «расстрелянных», теперь вот и губернаторов зачистили: со своим специфическим опытом толкания локтями лишь на узком участке бюрократического фронта, без электорального выхода к народу, они обречены.

Никого не жалко.

Сразу после доклада пошли откровения, что давно, мол, такой рыбалки… пардон, это я не о том. Что, мол, такой конкретики и такой четкой программы мы еще никогда от президента не слышали. Полная неправда. Впрочем, от участников «съезда победителей» другого и ждать не приходится. В одном с ними соглашусь, такого еще не было, но по причинам прямо противоположным.

Федеральное собрание в течение года принимает несколько сотен законодательных актов. Разумеется, президент в своем ежегодном послании не может озвучить и детализовать все предполагаемые на год законопроекты. Он это делает по узкому кругу направлений, обозначая тренды внутренней и внешней политики, посылая элите и обществу так называемые «месседжи». Таким месседжем на этот раз была демография.

Можно конечно вспомнить и ядерные силы, но этот месседж не нам. (После того, как месяц назад Соединенные Штаты послали через СМИ свой месседж, в котором утверждалось, что теперь они могут нанести ядерный удар по России, на который она не сможет ответить.)

Путин признался и согласился с тем, что задача удвоения ВВП страны, поставленная им в одном из предыдущих посланий, не будет выполнена. А это была красивая фишка. Одно в ней плохо — она требует одного конкретного конечного результата, а не демонстрации суммы усилий и финансовых ресурсов вкупе с большим набором маленьких промежуточных результатов. Больше президент таких ошибок не допускает.

Путин не говорит, что через десять лет мы доведем численность населения до стольких-то миллионов, что мы выйдем на точку «безубыточности» в виде 2,2 ребенка в среднем на семью. В качестве цели выбираются на самом деле средства. Необходимо просто потратить с точностью до копейки все то, что президент перечислил, и послание будет исполнено. Отныне в качестве конечного результата берется уже достигнутое, то есть имеющиеся в наличии сверхдоходы от экспорта природных ресурсов. Слегка отдает шулерством. При таком подходе реализация намеченного будет гарантированной.

В кармане сто рублей и в качестве главной цели жизни — как их с умом потратить. Для домохозяйки нормально.

От своего любимого удвоения Путин все же не удержался. Он поставил задачу снижения ставки по ипотечному кредитованию вдвое. Здесь, конечно, проще будет. Попросил же он недавно снизить ставки по сельхозкредитам — тут же Россельхозбанк и снизил (не приказал же он опрометчиво увеличить прибыль в банковской сфере вдвое при снижении ссудного процента).

В национальных проектах — то же отражение нового подхода. На самом деле все эти проекты уже выполнены, потому что деньги, которые нужно будет истратить, уже есть. Только вот какое отношение к реальному решению жилищной проблемы имеет возможность получения ипотечного кредита — ума не приложу. Если цены на само жилье втрое превышают его себестоимость, а действующие мощности стройкомплекса страны даже при стопроцентной загрузке могут выдать необходимое количество плохого панельного и крупноблочного жилья только в течение ста лет? Никакого, потому что цель поставлена по-другому. Помните Горбачева с его квартирой каждой советской семье к 2000 году? Путин сначала тоже решил удвоить ВВП. Теперь осторожнее в своих заявлениях. Цель — построить столько, сколько Кудрин денег даст.

У прожженных финансовых аналитиков есть такой нехитрый способ разводить лохов. Скажем, хотите вы уронить стоимость акций какого-то конкретного предприятия. Нужно дать прогноз, заведомо превышающий ожидающиеся финансовые и производственные показатели этого предприятия. Когда будет опубликован реальный отчет, народ в панике бросится избавляться от акций такого «плохого завода». Наоборот, хотите увеличить стоимость. Публикуете прогноз, который заведомо хуже реального состояния дел и народ после реального отчета бросается скупать акции такого «хорошего завода». Эффект в обоих случаях прямо противоположный, а результат-то на самом деле одинаков.

Только вот что считать результатом, а что целью. Выглядит все это здорово, особенно в масштабах страны, по сути же — обычный фокус. Поскольку в результате манипуляций живого кролика так никто и не пощупал.