Показательный пример примерного семьянина

Помните знаменитую фразу бывшего вице-губернатора Ивановской области Юрия Токаева при назначении какого-то мутного чеченца по фамилии Чагаев представителем администрации области в правительстве РФ? Токаев сказал: «человек из хорошей семьи, его отец был секретарем обкома». Теперь-то всем известно, что Токаев вслед за экс-губернатором Тихоновым привечал в области «хорошие чеченские семьи», способствуя их криминальному бизнесу, чтобы чеченское лобби похлопотало за тихоновское переназначение. Оно и хлопотало, но, к счастью, сила этого лобби пока дальше самой Чечни не распространяется. Во всяком случае, в деле назначения губернаторов территорий Среднерусской возвышенности.

Но вот эта токаевская подспудная, пожалуй, инстинктивная любовь к семейственности недавно полезла наружу. В акционерном обществе «Кранэкс», принадлежащем Токаеву, сейчас идет налоговая проверка. И уже обнаружено, что предприятие задолжало областному бюджету никак не меньше 30 млн. рублей. А кредиторская задолженность «Кранэкса» — и вовсе 300 млн. рублей.

И это притом, что Токаев, будучи вице-губернатором, очень гулко стучал кулаком в свою грудь и кричал: предприниматели! платите налоги! избегайте серых схем! мы же все в одной области живем! И т.д., и т.п. Это он, как выясняется, в рекламных целях в грудь стучал, не более того. А сам, пользуясь семейственным вице-губернаторским положением, сам тырил казенные деньги. Ведь он же не в рваной фуфайке ходил и ходит.

Юрий Токаев имеет: жилые апартаменты общей площадью в 400 квадратных метров в гостинице, принадлежащей АО, плюс плавательный бассейн, плюс сауна, плюс спортзал, плюс новейшее оборудование, плюс отдельный вход — всё в той же гостинице. А также индивидуальный обеденный зал, отгороженный от столовой того же АО, оснащенный мебелью, посудой и техникой, выписанными непосредственно из Италии. А также личных поваров при обеденном зале. А также три «Мерседеса», один из которых — внедорожник, а два других — банальные 600-е. А также внедорожник «Лексус». А также дачи, небольшие яхты и прочая лабуда. Всё это принадлежит не лично Токаеву, а его АО, циничному бюджетному должнику.

Тому же АО-должнику или, если быть точным, аффилированным фирмам, принадлежат телекомпания «Барс» и газета «Иваново-Вознесенск». Игрушки, на которые тратятся в год миллионы, достойны настоящего капиталиста. Если бы не бюджетные долги, никак не вяжущиеся с образом настоящего капиталиста и настоящего вице-губернатора.

Еще Токаев, вернее его АО-должник, содержит Ивановское отделение и его президиум Российского союза промышленников и предпринимателей, которым и рулит. В сущности, это политическая крыша и, одновременно, замаскированное взяточничество влиятельным ивановским гражданам — как членам президиума, так и людям, близким к членам. Все эти банкеты, подарки, посиделки по случаю и без случая… Мы как-нибудь вернемся к персональному составу сего президиума. Плюс никак не меньше $200 тыс. в год за членство самого Токаева уже в общероссийском РСППешном президиуме (из которого, впрочем, Токаева все равно исключили). Всё это опять же за счет АО-должника. Тоже хорошая игрушка. Если бы не долги. (А кстати, ведь Ходорковского-то упекли вместе с членством в том же президиуме РСПП).

Еще выясняется, что Токаев (т.е. «Кранэкс») платит своим рабочим не зарплату, а выдает ссуды. Опять же, чтобы налоги не платить. Это уж и вовсе форменный скандал. Представляете себе: больше тысячи человек каждый месяц пишут Токаеву долговые расписки, хотя в долг не берут, а получают заработанное. И ссуды-то, между прочим, не беспроцентные, о чем, однако, рабочие не догадываются. Это сколько же кранэксовский народ задолжал бывшему вице-губернатору за годы беззакония? Да этот народ давно пребывает в самом натуральном рабстве. И что будет, если бывший вице-губернатор возьмет да и переправит все эти расписки в суд? Ведь для него наступают трудные дни — кому нужны несчастные ивановские экскаваторы без вице-губернаторства… Так что не далеко то время, когда кранэксовские рабочие бросят работу и займутся стачками, маевками, листовками и прочими любимыми иваново-вознесенскими упражнениями в этом роде.

Идем дальше. Хорошее, в общем-то, дело — финансирование местного конкурса для талантливых детишек «Утренняя звезда». Но ведь опять за счет предприятия должника. В сущности, за счет бюджета. Миллионные пожертвования в губернаторский фонд от предприятия должника. Это и вовсе фантасмагория, но, тем не менее, «Кранэкс» — обладатель «Золотого сертификата» как один из главных жертвователей в фонд.

Идем еще дальше. Из 300 млн. той самой кредиторки 200 млн. выдало АО-должнику ивановское отделение Сбербанка РФ. Шансов вернуть их назад у Сбербанка почти нет. За это управляющего отделением и поперли недавно с места. Он, собственно, за все годы своего управления и кредитовал-то, по большому счету, только «Кранэкс». Семейственность, знаете ли…

Сумеет ли, например, начальник областного УВД Александр Забегалов переступить через эту семейственность? Ведь он — друг Токаева. Сумеет ли не увязнуть в семейственности новый губернатор, неангажированный, как он сам себя определил? Посмотрим. Понаблюдаем. Наверняка к столь интересной теме придется возвращаться. И не раз.

А ведь без показательной порки в духе дела Ходорковского новым ивановским властям не обойтись. По любому. Иначе все равно никто налогов платить не будет, сколько ни стучи себя кулаком в грудь. Семейственность ломать трудно. За годы безнаказанности люди, вроде Токаева, привыкают к существующему порядку вещей так сильно, что мнится им — нет тут никакого беззакония, а все по правилам. По семейным правилам.