Не люблю я буржуев. Понимаю, что это глупо. Что каждый хорош на своем месте. Что буржуи – люди умные и трудолюбивые. Что они создают хоть какой-то противовес власти государства, которое я не люблю еще больше. Очень жалею Ходорковского. А все равно не люблю буржуев. И до сих пор считал, что это у меня с головой что-то. Что-то социалистическое. И вдруг нашёл вполне рациональное объяснение своей нелюбви. Спасибо буржую и текстильному магнату Аркадию Златкину. Объяснил.
Дело было так. Приходят пятнадцать ивановских текстильных буржуев к ивановскому губернатору Владимиру Тихонову. Златкина. Губернатор им:
— Ну? Чё носы-то повесили, не бойтесь, я вас сильно бить не буду, и милиция вас сильно бить не будет. Вас народ просто скоро на вилы подденет, мерзавцы вы этакие. Почему налоги не платите? Вот когда с вилами к вам придут, я вас защищать не буду, я вас сейчас защитить хочу, негодяи вы растакие. Платите сейчас же налоги! Я покуда и журналистов звать не стал (на «Ивановскую газету» и ИГТРК не обращайте внимания, они сделают, как я скажу), а надо бы — чтоб посмотрели на ваши бесстыжие рожи. Фору вам даю. Но небольшую.
Тут губернатор соврал насчет журналистов. Я в это время у него в комнатке отдыха прятался. Дверь в кабинет губернаторский чуть-чуть приотворил и ухо большое-большое сделал. Жду, как олигархи плакаться будут. Владимир Ильич сам же меня и позвал. Мы ж с ним братья по крови. Социалистической. Позвал меня Ильич и говорит: послушай капиталистов, брат Рахманьков, чтоб твоя желчь еще сильней вскипела; и разум возмущенный; а я тебе и чайку с лимоном да в стакане с подстаканником подгоню, а пива не подгоню, даже и не заговаривай, у меня правила строгие.
А мне что, мне конечно интересно. Хотя бы и с чаем. Стою у щелки дверной, ухо наращиваю, ложечкой в стакане тихохонько побалтываю. А мой Ильич тем временем другому Ильичу (который Златкин) слово предоставляет. И второй Ильич, что бы вы думали, тянет из кармана бумагу (я ж не только ухо, я и глаз возле дверной щелки наращиваю) и шпарит по писанному с выражением и даже со слезой в голосе:
— Товарищи олигархи! Пришло время заплатить наши долги многострадальному русскому народу! Возьмем на себя повышенные обязательства! Ограничим себя в «Хаммерах», любимых женщинах, заводах, газетах, пароходах! Заплатим налоги! (Тут я грешным делом подумал, что текст писал златкинский пресс-секретарь Ян Борисович Бруштейн, патетика — его конёк, очень душевно у него выходит, не захочешь, а заплачешь). А то наш Владимир Ильич бьется, как рыба об лёд, столько дел хороших задумал, а денег всё не наскребёт…
Дальше стало плохо слышно, потому что при слове «наскребёт» столь явственно раздался скрежет зубов товарищей-олигархов, что выступление Златкина как-то заретушировалось этим скрежетом. Впрочем, еще я сумел разобрать, что Златкин сам первым берёт на себя повышенные обязательства и впредь будет налоги в областную казну лично на своём «Хаммере» мешками возить.
С тем и разошлись. Все понурые, а Злактин гордый.
А губернатор ко мне заходит и говорит:
— Ну, как тебе спектаклец? Изрядный бы из меня режиссёр вышел, да я больше с живыми людьми упражняться люблю, а не с актёришками…
Я ему в ответ:
— Не понял я, с чего бы это Златкин так засуетился?
— Тю-у-у! А еще видным журналюгой себя считаешь! У него же только-только все его фабрики из процедуры банкротства вышли. А у остальных еще нет. Кумекаешь?..
***
Для справки.
Текстильный холдинг «L» Аркадия Златкина владеет полностью или частично следующими текстильными предприятиями: «Красная Талка» (Иваново), «Навтекс» (Наволоки), «Томна» (Кинешма), «Красный Октябрь» (Вичугский район), Новописцовский льнокомбинат.
Почти все текстильные предприятия Ивановской области уходят от уплаты налогов следующим простым, но ограниченным во времени способом. Объявляется, что предприятие не справляется с обязательствами перед партнерами и государством, и начинаются процедура банкротства, реструктуризация и т. д. Тем временем оборудование, помещение и рабсила предприятия сдаются в аренду какому-нибудь подставному ООО, которое налогов не платит совсем, а как только дело начинает пахнуть жареным, ООО закрывают, открывают другое ООО, ему сдают в аренду и т. д.
Златкин, первым из ивановских текстильщиков опробовавший махинацию, первым же пришёл и к финишу, на котором (т. е. сейчас) златкинские показатели уплаты налогов оказались самыми печальными хоть по данным официальной статистики, хоть по независимым рейтингам (см., например, «Частник» от 9 марта с. г.).
Его фабрики два месяца назад вышли из процедуры банкротства, время махинации закончилось, налоги пора начинать платить, и теперь Златкин пытается убить ситуацией сразу двух зайцев — и перед властями прогнуться, и конкурентам свинью подложить.
В общем, не вице-губернаторы Николай Зимин и Юрий Токаев спектакль устроили, а Тихонов со Златкиным. По старой своей предвыборной дружбе в 2000 году.