В Иванове началась история парламентаризма

Ивановская городская дума приняла революционные поправки в Устав города. Но не настолько революционные, как ожидалось. А ожидалось, что дума, в духе времени, решит отменить общегородские выборы мэра, заменив их внутридумскими выборами главы города из состава вновь избранных депутатов. Заместитель председателя гордумы Сергей Морозов сказал, что идеи такие были, но не нашли поддержки у большинства депутатов при предварительном обсуждении поправок.

Тем не менее, революционность, подразумевающая радикальный передел власти в городе в пользу думы и в ущерб мэру, осталась.

1. В структуре органов местного самоуправления появится контрольная палата г. Иваново, которую сформирует гордума. С теми же контрольно надзирающими за исполнительной властью функциями, что и контрольно-счетная палата РФ или контрольная палата ЗС области, только на своем — муниципальном — уровне. По плану гордумы, разумеется, палата и будет работать.

2. В статью о структуре городской думы добавлен пункт о том, что дума создает свой аппарат. Собственно говоря, аппарат есть и сейчас, куда ж без аппарата, но теперь к формированию его мэрия не будет иметь ровным счетом никакого отношения, но будет обязана найти деньги на его содержание, каким бы аппарат ни был.

3. Самая интересная в смысле перераспределения власти статья 49, которая до сих пор называлась «Компетенция городской думы», отныне будет называться «Исключительная компетенция городской думы». Ну и разрослись исключительные компетенции преизрядно. Если раньше исключительными были только: бюджет, программы развития города, налоги и сборы, управление муниципальной собственностью, контроль над деятельностью администрации (без контрольной палаты, кстати), то теперь добавляются: изменения в Устав, создание и ликвидация муниципальных предприятий, тарифы, межмуниципальное сотрудничество, порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (! — теперь дума будет решать, на каком лимузине и как далеко можно ездить главе города).

4. Полномочия городской думы тоже интересно изменились. Вот, например, в старом варианте пункт о муниципальных СМИ выглядел так: «Дума учреждает собственные средства массовой информации». Теперь так: «Дума принимает решение об учреждении печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов». Есть только одно оправдание существования казенных СМИ вообще — опубликование официальных документов. Все остальное — политическая самореклама власти за счет налогоплательщиков. Теперь такое оправдание дума забрала у мэра («Рабочий край») и присвоила себе. Вариантов дальнейшей судьбы «РК» может быть два: переход под контроль гордумы как учредителя СМИ или полный переход на самофинансирование.

5. Сфера полномочий гордумы вообще очень серьезно расширена. Вот основные, на наш взгляд, нововведения: дума устанавливает официальные символы города (так что теперь не факт, что пряха усидит за своей прялкой, — шутка); принимает решение о проведении общегородского референдума о голосовании по отзыву главы города (до сих пор — «досрочно прекращает полномочия главы города в случаях, предусмотренных уставом», а «случаев» было всего четыре: смерть, тюрьма, самоотвод, помешательство; т. е. за плохую работу мэра нельзя было уволить ни в коем случае); определяет условия и порядок размещения муниципального заказа; устанавливает размеры аренды; определяет порядок приватизации; утверждает перечень объектов, распоряжаться которыми мэр может только с предварительного согласия думы; принимает решения по крупным сделкам; принимает решение о строительстве дорог, мостов и пр.

6. Теперь только с согласия городской думы мэр может назначить себе первого заместителя, начальника финансового управления, председателя комитета по управлению имуществом и руководителей МУПов топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, «президентский» вариант управления городом, установленный бывшим мэром Валерием Троеглазовым, рухнул. Теперь будет «парламентский» вариант, установленный председателем гордумы Извилем Салиховым. Извиль Фаляхович, конечно, не смог побить рекорд скорости реформ, показанный Валерием Васильевичем (три часа с момента избрания), но тоже молодец — три месяца с момента избрания. Опять же, времена теперь не те, как выражается Познер.

Примечательно, что мэр Александр Грошев перевороту не сопротивлялся, хотя голосовал против. Но аргумент голосования выдвинул какой-то слабый и совсем не бойцовский: работа над изменениями шла кулуарно, только в думе. Впрочем, у него еще есть право вето, которое дума все равно преодолеет.