Ивановский областной комитет статистики констатировал обвальное снижение объемов строительства в регионе. Объем работ по договорам строительного подряда в первом квартале этого года — лишь 73,9% (276 млн. руб.) от объема того же периода прошлого года. Причем цифры непосредственно за март были и того хуже — только 47,8% от марта-2003. По итогам первого квартала-2004 было введено 18,3 тыс. кв. метров, что на 38,9% меньше того, что было годом раньше.
И это притом, что в последние годы объемы строительства весьма резво и стабильно росли. И притом, что в соседних областях они так и продолжают расти.
Чудес не бывает. Или они бывают, но очень хорошие такие чудеса. Золушка в невесту принца превращается, Иван Дурак — в жениха Василисы Прекрасной. Но вот гадких чудес не бывает вовсе. Это противно и логике, и фантазии.
Мне представляется, что в падении объемов виноват всего-навсего один нехороший человек, который взял и обломал объективную тенденцию, верную почти для всей страны и для абсолютно всего Центрального федерального округа, своими администартивно-коррупционными упражнениями. Нет, на самом деле, разумеется, не он один. Кто-то смотрит сквозь пальцы на этого человека, хотя мог бы в силу своих обязанностей и служебного положения, пальцем указать и погрозить. Кто-то кормится от этого человека, хотя и так не голодает. Но отсечем эти, само собой разумеющиеся составляющие отсутствия чуда, ради чистоты образа и глубины резкости.
Речь — о Владиславе Будрейке, начальнике инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Ивановской области. Это именно он, ловкач такой, прет против общегосударственной тенденции, аки браконьер против рыбы, идущей на нерест. И карманы раскинул, аки сети.
Не успело Законодательное собрание Ивановской области в самом начале этого года принять закон «О регулировании отношений в области градостроительной деятельности», как наш хитрец тут же, ну просто на следующей неделе, разослал всем ивановским строителям предписание перерегистрировать всё строящееся и реконструируемое на данный момент. Это означает, как правильно догадывается каждый строитель (а также продавец, токарь, плотник, журналист, чиновник, депутат и вообще любой читатель этого текста), что весь круг раздачи взяток на разрешение строительства следует повторить. «В связи с принятием нового закона».
Примечательно, что, на самом деле, закон не дает повода к перерегистрациям, но написан он так замысловато, — сразу перед глазами сценка представляется а-ля художник Федотов: темная каморка со сводами, окна зашторены, стол крытый потертым зеленым сукном с кляксами, освещен единственной оплывшей свечкой, рядом с которой — свежераздавленная муха. За столом в ночном колпаке сидит некий губернский гласный с выпученными глазами и, высунув набок язык, строчит гусиным пером по бумаге, аж чернильные брызги в стороны летят. А над его ухом, там, уже в полумраке, лицо Будрейки с губами дудочкой и ладошкой лодочкой. И подпись на картине в духе русских живописцев-бытописателей начала позапрошлого века «Закон — что дышло».
Вот и все объяснение удивительных статистических цифр. Депутатам — опять откат, чиновникам — опять взятки. Будрейкиному семейству — новые и гарантированные главой семейства заказы на поставки (сын — владелец фирмы «Ваши окна», жена — сотрудник фирмы «Ивпромстрой»; и то, и другое — перепродажа стройматериалов). А строителям-то обидно второй раз по одному и тому же кругу ходить. Вот и возникла пауза. Но, думаю, рассосется. Все-таки общероссийская тенденция не менее соблазнительна, чем путина. Угодят допрасходы в цену квартир, и ладненько.