Ивановская область сейчас не может быть самостоятельным субъектом

Еще в 2001 году кремлевская администрация поручила Минэкономразвития обосновать целесообразность укрупнения российских регионов. Два года коллектив ученых под руководством министра Германа Грефа трудился над поставленной задачей. В начале 2003 года все наработанное передали заказчику.

В качестве пробного шара одновременно с думскими выборами был проведен референдум относительно объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. 90 процентов населения и того, и другого субъекта высказалось «за».

Наверное, сами авторы идеи объединения не ожидали столь категоричного волеизъявления. И, видимо, увидев столь массовую поддержку, кремлевских политтехнологов обуял прилив реформаторского энтузиазма – в Кремле поняли, что поставленная задача вполне выполнима даже в более продвинутых регионах.

Различные информационные агентства со ссылкой на осведомленные источники отмечают, что план реструктуризации созрел полностью и предусматривает разделение России на восемь регионов по типу федеральных округов (которых сейчас, как известно, семь), но с полномочиями субъектов федерации. Согласно плану, Ивановская область должна войти в Центральный округ вместе со Смоленской, Тверской, Ярославской, Брянской, Курской, Калужской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Липецкой, Воронежской, Белгородской, Московской областями и, собственно, Москвой.

Существует много мнений, зачем Кремлю необходима административная реформа, направленная на укрупнение регионов. Думается, какой-то единой причины не существует. Есть комплекс проблем, которые будут автоматически решены. Сейчас не будем останавливаться на потенциальной реформе, как на попытке Путина остаться в президентах на третий срок или стать Председателем Госсовета. На время забудем про попытки Кремля окончательно приструнить представителей региональных элит и про желание окончательно разобраться с олигархами (не секрет, что небольшие, но богатые регионы полностью контролируются отдельными финансовыми группами). Поговорим о попытке избавиться от понятия «бедные и богатые регионы».

По большому счету, несмотря на серьезную зависимость от федерального центра, на сегодняшний день российские регионы представляют собой вотчины со своим укладом и своими князьями, от которых в большей степени и зависит социально-экономическая ситуация региона.

Как это ни удивительно, но, обладая колоссальным влиянием на региональные элиты, при существующей ситуации Кремль никоим образом не способен влиять на экономическое развитие отдельно взятых княжеств – не считать же трансферты тем самым влиянием.

***

Ивановская область находится в самом низу различных рейтингов, свидетельствующих о благосостоянии области и ее жителей, но проблема-то заключается не в этом. Со времени победы на губернаторских выборах Владимира Тихонова не наблюдается никаких позитивных тенденций. И если ранее это можно было списать на объективные экономические причины, то спустя три с лишним года совсем уж хорошо виден кризис исполнительной власти. По большому счету, мы не наблюдаем не только улучшения по отдельным показателям, но не видим и предложений по выходу из стагнации – нет никакой четко выраженной политики по развитию промышленности, что, пожалуй, является главным знаком неспособности исполнительной власти инициировать экономический рост.

Взять хотя бы в качестве примера закон о поддержке текстильных предприятий, не подписанный губернатором, поскольку тот, якобы, приведет к обвалу как областного, так и консолидированного бюджетов. Интересно, что именно областная администрация настаивала на принятии этого закона. Мнение поменялось в течение каких-то нескольких суток, что говорит о концептуальных противоречиях, которые существуют внутри исполнительного органа власти. Вето губернатора показало, что даже среди специалистов администрации области нет единообразного подхода к экономической политике, что говорит об отсутствии такой политики вообще.

Обратимся к ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области. На совещании по проблеме тарифов, прошедшем 22 марта, Владимир Ильич с открытым забралом ринулся на защиту населения от тарифного беспредела. Но ведь Тихонов, пожалуй, стал одним из последних жителей региона, высказавших свое веское мнение о действиях коммунальщиков. Очевидно, губернатор не видит способов решения и этой проблемы.

По идее, губернатор, как это пафосно не звучит, – это менеджер, нанятый народом. И на данный момент он не справляется со своими обязанностями. К сожалению, сейчас российское законодательство не предусматривает реальных методов увольнения менеджера такого ранга. По сведениям «Курсива», в областном парламенте назревают планы разработки изменений в законодательстве, но возможность и законность их проведения пока вызывают сомнения. Если так и не появится закон об ответственности представителей исполнителей власти, есть лишь два выхода из тупиковой ситуации. Можно попытаться создать некий вариант альтернативного правительства, которое будет формироваться исключительно по профессиональному признаку. Скорее даже не правительства, а просто некого объединение людей, готовых предложить методы выхода из кризиса. Или же остается кремлевский вариант административной революции, результатом которой станет автоматическая отставка непрофессиональных менеджеров.