Прежде всего, о том, десантник Бабич или нет. Ответ известен, но не очевиден. Всего в России пять военных училищ, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск. Три из них находятся в Рязани. Одно — собственно училище (теперь институт) ВДВ, два других — институты войск связи и автомобильных войск. Бабич закончил институт связи, служил в ВДВ. В краткой биографии, публикующейся во время избирательных кампаний, в таких случаях пишут просто — десантник, что правда. Опровергнуть невозможно.
Многих, наверное, волнуют и другие факты биографии Михаила Викторовича. Но не будем забывать, что Бабич — явление. Его нельзя разбивать на составные части и анализировать на молекулярном уровне, потому что свойства целого, как правило, сильно отличаются от предполагаемых свойств сумм слагаемых. Бабич — воплощение рекурсивности: функция его — результат сложных преобразований предыдущих аргументов под влиянием объективных и субъективных факторов окружающего мира, людей и его самого, в полном соответствии с теорией Джорджа Сороса о рефлексивности, вследствие которой взаимовлияние становится настолько глубоким, что невозможно точно определить набор аргументов, из которых складывается основной вектор движения. Думаю, что это единственно правильная и единственно возможная характеристика Михаила Бабича, поскольку любой дальнейший анализ его личности, неизбежно приведет нас к выводу о божественном происхождении.
Почему так сразу и о Бабиче, когда в заголовок вынесена тема «Единой России»? Потому, что Бабич — это и есть «Единая Россия».
Нет такой партии
Настоящий (и последний из умерших в собственной постели) большевик — В. И. Ульянов (Ленин), сказавший: «Есть такая партия!» (сказал — сделал), растерзал бы сегодняшних коммунистов и их оппонентов, при помощи одной только чернильницы, до нервов и сухожилий — распустил бы на ниточки, с чавканьем и причмокиванием, с наслаждением истинного каннибала. Потому что любил поиздеваться над слабыми.
КПРФ вошла в стадию горячки. Ей предстоит кризис, после которого либо из нее вылупится социал-демократия, либо она помрет. Первое произойдет скорее всего, так как де-факто, все социал-демократические признаки — типа, частная собственность и социальные гарантии, одновременно — налицо. Осталось дело за малым — за сменой лидера партии и региональных лидеров на более молодых. Бабушки-старушки к этому готовы, а там и новое пополнение подтянется.
Гораздо более интересна «Единая Россия». Образование, у которого нет идеологии, нет лидеров, нет интеллектуальных ресурсов — все в процессе формирования. За душой у них ничего, кроме Президента.
КПСС не любили, но это был единственно возможный путь к успеху, единственная возможность чего-то добиться. Поэтому КПСС объединяла лучших и самых талантливых. Поэтому развал КПСС так негативно (гораздо более негативно, чем развал СССР) сказался на жизни общества и государства. «Единая Россия» сегодня собирает наиболее сильных, прагматичных и здравомыслящих. Любовь к государственности, стремление быть властью, быть у власти, осуществлять власть напрямую, а не посредством СМИ, криминальных или правоохранительных структур, тайных разборок и так далее — законно и позитивно, это — признак правоконсервативной идеологии. Все заявления временных лидеров «ЕР» о некоем «центризме» — просто слова, в которые, возможно, сами они и верят, но те, кто реально креативит этот проект, делают это с единственной целью — дистанцироваться от «правых», которые на самом деле таковыми не являются и постепенно занять не только де-факто, но и де-юре позиции классических консерваторов — государственников, приветствующих сильную власть и конкурентную борьбу в любых сферах человеческой деятельности.
«Единая Россия» сегодня — неповоротливое, аморфное образование, внутри которого существуют две параллельные структуры. На фоне невнятной и незаявленной идеологии эта партия абсолютно неуправляема. Это — котел, в котором должна выплавиться другая организация, а возможно и две, если коммунисты так и не смогут создать из себя нормальную, дееспособную и позитивную левую партию.
Накануне выборов было понятно, что «Единая Россия», как президентская партия, может рассчитывать на большое представительство в Госдуме, но не сможет кадрово обеспечить свои избирательные списки, в особенности одномандатные. Началось активное привлечение новых фигур, именно фигур, а не просто членов партии, в которые принимали всех подряд, лишь бы догнать и перегнать КПРФ по этому показателю. Происходила смена региональных лидеров. Кандидатами в депутаты Госдумы становились либо совсем новые члены партии, либо те, кто вообще не имел к ней никакого отношения, как например, Бабич.
Партии нужны в Госдуме не только верные бойцы, но и те, кто способен на генерацию идей и принятие решений. Нынешний состав Государственной Думы будет явно более эффективным, работоспособным и интеллектуальным, потому что, за редким исключением, случайных людей, которых было множество в Думе прошлого созыва, в новой Думе уже не будет.
Почему Бабич не проиграл
Интрига выборов в Ивановской области развивалась в Кинешемском округе. Михаил Бабич сделал все правильно, за исключением одного, что при известных обстоятельствах могло стоить ему депутатского мандата, — снятия с выборов Валентины Крутовой. Ее нельзя было трогать, ее нужно было оберегать от посягательств других.
Ни один голос Крутовой не перешел Бабичу. Ее электорат разделился на три части: отказались идти на выборы — пошли на выборы, чтобы сознательно проголосовать против всех — проголосовали за Маслова. Александр Маслов на самом деле набрал очень много: двадцать процентов — высокий показатель, с которым часто выигрывают выборы.
Победа Бабича стала возможной благодаря двум определяющим факторам — «Единой России» и так называемой «пирамиде». Такие вещи, как наглядная агитация, плохие и хорошие статьи, конечно важны, но это не самое главное. Бабича подтягивала партия, а точнее Президент. С учетом изначально плохой ауры, негативных слухов и так далее вокруг личности Михаила Викторовича, ему вряд ли удалось выбрать весь потенциал «Единой России». Фактором победы стала «Ивановская земля». В течение года эта организация построила обширную сеть сторонников — платных агитаторов — которые и за страх и за совесть участвовали в избирательной кампании, не будем объяснять почему, Бабича. В районах компактного проживания, особенности сельских, эта система работает, как часы. Люди верят не газетным публикациям, а своим знакомым, которых знают и которым доверяют.
Маслов мог бы заявить о себе, как о человеке Президента. Он мог бы сказать, что только такие, как он и есть соль земли и честные сторонники Владимира Путина, а не всякие пришлые люди, примазавшиеся к «Единой России» и Президенту только с одной целью — добиться власти. При таком рейтинге, как у Путина, единственный критерий на выборах сегодня — отношение к нему. Других идеологий нет. Не занимаясь глупым распространением страшилок про Бабича, а «отняв» у него Президента, Маслов легко бы отгрыз от его сорока процентов в свою пользу, как минимум процентов десять. Однако избирательная кампания, как и история не знает сослагательных наклонений. Для того чтобы мощно работать именно над этой темой, Маслов должен быть не Масловым, а кем-то другим, в ином интеллектуальном окружении и с другим ресурсом, который бы позволил ему пригласить команду специалистов, которые могли бы эффективно отработать эту тему.
Выигрыш Бабича во многом обусловлен проигрышем соперника. Однако не будем умалять достоинств Михаила Викторовича. Он решил несколько организационных вопросов, каждый из которых по плечу очень немногим в Ивановской области, а весь их комплекс — только ему. Именно поэтому он и стал депутатом Государственной Думы, а не кто-то другой.
Итог
Главный итог выборов — губернатор Владимир Тихонов проиграл все что можно.
Ни один из депутатов Государственной Думы от Ивановской области не является его человеком. Он поссорился с Бабичем. Отныне все плохое у нас будет происходить исключительно по вине губернатора, а все хорошее — благодаря усилиям Татьяны Яковлевой и, в первую очередь, Михаила Бабича.
Областной парламент по вопросу бюджета встал на путь явной конфронтации с Тихоновым. Все негативные последствия от непринятия бюджета все равно будут на совести губернатора, так как он в области отвечает за все, в том числе и за конструктивное сотрудничество с Законодательным собранием. Если ЗС продавит свои изменения в проекте бюджете, то это будет серьезная политическая победа, нейтрализовать которую губернатор не сможет до окончания срока своих полномочий. Именно поэтому он будет настроен жестко и именно поэтому ситуация для него может только ухудшиться.
Самое важное — выяснилось, что у Владимира Тихонова нет административного ресурса (по крайней мере, ресурс минимален), и он не сможет его задействовать на следующих губернаторских выборах. Это создает или, точнее будет сказать, открывает, так как выяснилось это эмпирически, в ходе Госдумовской избирательной кампании, совершенно новые политические условия. Уже сейчас все происходящее, через призму политики будет восприниматься, как подготовительный этап к предстоящим губернаторским выборам. А после выборов Президента в марте будущего года, то есть всего через три месяца, начнется откровенная предвыборная гонка, хоть и незаметная для электората. Настоящие политики именно за такой срок и начинают подготовку.
В условиях, когда действующий губернатор не может применить административный ресурс, регион становится весьма привлекателен для возможных кандидатов. Отсутствие административного ресурса делает равными стартовые возможности претендентов — шансы каждого из них становятся реальными, так как все начинает зависеть только от них и от их собственного ресурса. Случай, когда губернатор оказывается столь беспомощен в использовании административного ресурса, встречается весьма редко и свидетельствует, в первую очередь, о слабости губернаторской власти. Такой расклад делает возможным участие в губернаторских выборах и так называемых «варягов». Более того, на фоне отсутствия административного ресурса их шансы могут оказаться предпочтительнее, чем у остальных.