Наш мезальянс с альянсом

Хочется снять шляпу и прижать ее к сердцу, когда читаешь интервью руководителей альянса «Русский текстиль», «крупнейшего и наиболее динамично развивающегося текстильного холдинга страны», как утверждают рекламные проспекты…

А что это, собственно говоря, я в шляпе-то читаю? Ну да, вспомнил, это же от профессионального неуважения к сему журналистскому жанру. Еще не встречал я в своей жизни ни одного искреннего, или умного, или искреннего и умного интервью, данного политиком, или бизнесменом, или чиновником. Рассуждения представителей иных профессий я вообще не читаю, ни в шляпе, ни без нее, специализация, увы, не та. У меня, и у них.

Но «Русский текстиль»!.. Рука сама тянется к тулье, прямо с первых же строчек. Во: «Будучи надежным партнером, наша Компания всегда выполняет свои обязательства перед своими Партнерами и Клиентами. Наши общие взаимные интересы служат дальнейшему укреплению сотрудничества по широкому кругу вопросов, которые нам предстоит решать не только сегодня, но и в будущем». Это председатель совета директоров Зеин Ахабаев завернул, прямо вместе с заглавными буквами и тавтологиями. А вот еще: «Успешная деятельность на рынках текстильной и легкой промышленности, технологий и финансов – самое убедительное подтверждение точности миссии нашей Компании: Альянс «Русский Текстиль» – лучшая российская текстильная компания мирового уровня, обеспечивающей текстильный рынок России и Ближнего Зарубежья широким спектром высококачественной продукции и предлагающей взаимовыгодное сотрудничество». Это уже президент альянса Константин Волков, по совместительству, как видите, миссионер, если не мессия. Как тут не снять шляпу перед таким мировым уровнем лицемерия.

Теперь весь этот мой сарказм в адрес альянса, Ахабаева и Волкова нуждается в фактическом подкреплении. Ну и подкрепим, раз нуждается. Родным тейковским примером, говорящим, что «Русский Текстиль» – никакая не компания мирового уровня, а прибежище для манипуляторов, обворовывающих государство на колоссальные суммы – в современном олигархическом духе.

Собственно говоря, «успешная деятельность «Русского Текстиля» на рынках технологий и финансов» ничем оригинальным не отличается и придумана аферистами задолго до появления альянса на свет. Впечатляют лишь масштабы.

Итак, «Русский Текстиль» приобрел Тейковский хлопчатобумажный комбинат, здоровущее текстильное предприятие. Далее происходит классический уход от долгов комбината, которые вешаются на ОАО «Тейковотекстиль», а активы переводятся во вновь созданное ОАО «Тейковский ХБК». Ну, это ладно. Есть даже мнение, что схема просто необходима и прогрессивна для развития российской экономики, а то какая же экономика справится с такими налоговыми аппетитами государства. Мнение, впрочем, несколько устаревшее, т. к. государство свои аппетиты все же стало слегка сдерживать.

Вся же соль кидалова не в этой схеме. После возбуждения процедуры банкротства в ОАО «Тейковотекстиль», структура его долгов оказывается следующей. Долги первой, второй и третьей очереди (больничные, зарплаты, выходные пособия, залоговые обязательства и т. п.) – по нулям. Т. е., вся армия работников ХБК благополучно переведена в ОАО «Тейковский ХБК». Четвертая очередь, т. е., как раз задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами, – почти 96 миллионов (речь – об августе прошлого года). Пятая очередь (кредиторы) – более 52 миллионов. Наконец, пени и штрафы – почти 59 миллионов.

Далее следите внимательно за руками манипуляторов. В середине октября прошлого года на предприятии вводится процедура наблюдения, но оказывается малоэффективной – то ли по бестолковости, то ли из-за корысти наблюдающих. Директор Евгений Соколов под якобы пристальным наблюдением проворачивает следующую комбинацию.

Некое московское ООО «РАП Текстиль», входящее в альянс «Русский Текстиль» и исполняющее там функцию давальца сырья, задолжало ОАО «Тейковотекстиль» за работу 350 миллионов. Еще в те времена, когда собственно комбинат назывался «Тейковотекстиль», а не «Тейковский ХБК». «РАП Текстиль» расплачивается с «Тейковотекстилем» (когда он уже – не комбинат) 350-миллионным векселем «Промсвязьбанка», услугами которого альянс пользуется, и с руководством которого дружит руководство альянса. Почти тотчас же «Тейковотекстиль» продает вексель тому же «Промсвязьбанку» за 210 миллионов. 140 миллионов чистых активов «Тейковотекстиля» проплывают мимо носа «четвертой очереди» (напомним, что всего предприятие должно государству 96 миллионов). Как и 210 все же вырученных.

Зато эти 210 миллионов не проплывают мимо носа частных кредиторов – четырех фирм, каждая из которых входит в альянс или связана с ним. Причем, 132 миллиона получает то же ОАО «Тейковский ХБК». Благодаря одной этой манипуляции стоимость активов «Тейковотекстиля» уменьшилась более чем вдвое. И какой смысл в процедуре наблюдения, если она не замечает даже соблюдения очередности, не говоря уж о тонкостях, тоже не особенно тонких.

Стоило лишь ввести процедуру наблюдения, как суммы по уплате НДС, указанные в декларациях, которые «Тейковотекстиль» предоставлял в налоговую инспекцию, стали расти как на дрожжах, брошенных в дерьмо. В октябре прошлого года – 5, 5 млн., в ноябре – 17, 5 млн., в декабре – 20, 8 млн. И это притом, что за весь 2001 год комбинат реально заплатил НДСа всего 960 тыс. Но то реально. А здесь – только декларативно. Эти цифры как раз и говорят, что вся процедура банкротства «Тейковотекстиля» – не более чем профанация. Как только директор понял, что предприятие будет обанкрочено, он начал торговать активами (вернее всего, тканью) мимо очередниковой кассы вообще без всякого зазрения совести. Все равно налоги платить не надо. Что там делали наблюдающее вместе с налоговой инспекцией – непонятно. Или по-другому, – очень даже понятно. Они брали взятки.

Дальше – больше. Директор сменился, как и положено, конкурсным управляющим Олегом Морозовым, который, вместо того, чтоб подумать о своих прямых обязанностях, то есть о долгах банкрота перед государством, продолжил дело Соколова. С начала его конкурсного управления в феврале этого года и до середины июля (последние данные, которыми мы располагаем) дебиторская задолженность «Тейковотекстиля» выросла с 24 до 184 миллионов. И знаете кто должен ему 181 миллион из 184? Правильно, все то же ООО «РАП Текстиль». Дело не пахнет, а прямо-таки воняет очередным векселем «Промсвязьбанка» или чем-то подобным.

Такие вот махинации «Русского альянса», нехитрые, но невозможные при меньших масштабах компании. А они говорят «надежный партнер, всегда выполняющий свои обязанности».

А на закуску – самое смешное и поучительное. В начале октября губернатор Владимир Тихонов своим распоряжением «Об уменьшении задолженности предприятий перед областным бюджетом по ранее полученным кредитам на сумму штрафных санкций» списал «Тейковотекстилю» эти штрафы. Губернатор, похоже, знает, что ничего там не получишь. Но почему-то не хочет, чтоб аферисты хотя бы уселись в тюрьму по поводу совершенно очевидного, на мой взгляд, умышленного банкротства.