<p>За время действия эффекта девальвации российские власти так и не смогли создать благоприятных условий для развития легкой промышленности и начала модернизации производств. В результате, получив небольшую подпитку от этого эффекта после кризиса 1998 года, легпром снова впадает в ступор, угрожая обострением социальной обстановки в ряде регионов. Причем стабилизации в отрасли мешают сами производители, которые удушают друг друга демпингом. Участники рынка не особо верят в господдержку, но отмечают, что главной задачей правительства сейчас является восстановление кадрового потенциала отрасли и предоставление гарантий по кредитам на модернизацию фабрик.</p><p>В конце прошлого года легпром после нескольких лет роста начал сокращать выпуск продукции. Рост благосостояния населения привел к увеличению потребления импортных товаров, тогда как продукция российских текстильщиков и кожевенников становится уделом лишь наименее обеспеченных слоев, хотя и тут приходится очень жестко конкурировать по цене с дешевыми азиатскими изделиями. В первом квартале этого года статистика зафиксировала прекращение спада, но эксперты не очень рады этому факту. «Ситуация в легкой промышленности в первом квартале стабилизировалась: наблюдается небольшой рост в 0,4%, однако нужно понимать, что этот рост лишь частично компенсирует провал в конце прошлого года, достигавший – 0,6% в месяц, – прокомментировал RBC daily эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. – Тенденцию к повышению пока нельзя назвать устойчивой».</p><p>Как отмечают эксперты, основной причиной плохого состояния отрасли является то, что она не использовала благоприятный период после кризиса 1998 года для перестройки управления и производства. «Изношенное оборудование фабрик ведет к снижению качества: в 2001 г. износ фондов по отрасли составлял 59,4%, в 2002–2003 гг. ситуация только ухудшилась, – рассказал RBC daily аналитик исследовательской компании IRG Александр Уточкин. – Однако компании имеют средства только на текущие издержки и попросту проедают фонды, оставшиеся еще с советских времен». С ним соглашается и Борис Фомин из комитета по предпринимательству в легкой промышленности РСПП. «Сроки эксплуатации основной массы оборудования на предприятиях составляют 12–15 и более лет. В то же время наши конкуренты активно обновляют станочный парк. Скажем, Китай уже не первый год является лидером по закупкам новейшего прядильного и ткацкого оборудования, и, естественно, конкурировать с китайскими производителями в дальнейшем будет еще сложнее», – говорит он.</p><p>Причину того, что отрасль не смогла перестроиться за послекризисные годы, эксперты видят в менеджменте предприятий и недостаточно грамотной госполитике. «Неэффективный «советский» менеджмент не способен наладить дистрибуцию, маркетинг, привлечь инвестиции», – резко высказывается г-н Уточкин. Все это приводит к тому, что предприятия не координируют выпуск продукции с ситуацией на рынке, что в условиях огромного числа производителей в России заставляет фабрики сбрасывать продукцию по демпинговым ценам, чтобы продать как можно больше и отдать долги кредиторам, а также выплатить зарплату. «Не хотелось бы говорить о кризисе перепроизводства, но он существует, потому что производители стараются выпустить как можно больше ткани, не анализируя потребности рынка, – ведь больше загружая мощности, они получают экономию на каждой единице продукции, – рассказывает RBC daily вице-президент по финансам альянса «Русский текстиль» Владимир Столяров. – На самом деле это оборачивается для них убытками, потому что, когда они не могут продать из-за избытка предложения по нормальной цене, приходится демпинговать». По его словам, «отрасли крайне необходим процесс консолидации: в таком случае игроки смогут лучше координировать свои действия на рынке. Кроме того, разрозненные предприятия проигрывают холдингам в том, что они вынуждены продавать большую часть продукции в своем же регионе, где цены на нее довольно низкие, и основная прибыль уходит дилерам. У нас же, например, большое количество региональных представительств, и мы пытаемся доставить продукцию конечному потребителю, а не посреднику».</p><p>Однако процессы консолидации идут крайне медленно: вложения требуются большие, а вот гарантии возврата средств инвесторы не видят. Государство же не предприняло ничего, чтобы улучшить инвестиционный климат в отрасли. «От правительства нам не нужно очень много, – отмечает г-н Столяров. – Нужна прогнозируемая и адекватная курсовая политика – сегодняшнее укрепление рубля (при сохраняющейся инфляции!) губит отрасль. Не хватает инвестиций в основные фонды, и были бы уместны госгарантии по кредитам на переоборудование фабрик. В одиночку даже холдинги не смогут осилить 30–50 млн долл., необходимые для этого. И третье – кадровая проблема. Возраст работающих – более 45 лет, но у нас нет свободных средств, чтобы готовить себе выбывающий персонал среднего звена». Не ждет от государства помощи и руководитель проекта Textilemarket.ru Илья Тихонов. «Отрасли в данный момент больше нужны не налоговые льготы и прямой протекционизм, которые ей никто никогда не предоставит, а защита от серого импорта и снижение ввозных пошлин на оборудование», – сказал он RBC daily.</p><p>Если попытки государства помочь развитию других отраслей – лесной, металлургической, автомобильной – сопровождались разработкой соответствующих концепций (которые, правда, пока не дали никаких результатов), то в отношении легкой промышленности правительственные чиновники пока еще не отошли от общих фраз и популистских высказываний. Александр Уточкин из IRG вообще считает, что государство уже никак не сможет исправить ситуацию. «Попытки протекционизма и господдержки вряд ли что-то могут изменить и только продлят агонию, потому что государство не сможет заставить россиян и граждан других стран покупать некачественный российский текстиль. По сути, отрасль упустила свой шанс, полученный в 1998 году, не осуществив масштабной модернизации фондов и оборудования», – заключает он.</p><p>Короче говоря, для текстильной промышленности эксперты не предсказывают ничего хорошего: российским предприятиям становится все более трудно конкурировать с азиатскими товарами не только по цене, но и по качеству. Выжить в меняющихся условиях смогут только холдинги, инвестирующие в полный технологический цикл – от разработки до производства и реализации продукции.</p><p>Сейчас никто не берется говорить, как долго еще будет падать легкая промышленность, хотя, по признанию одного из участников рынка, большинство старых предприятий обречено. «Настоящее дно было достигнуто в 1998 году, — считает Владимир Сальников. – Сегодняшнюю ситуацию спадом все же назвать нельзя, это медленное сползание». Действительно, в период экономических реформ объем производства к 1998 году относительно 1990 года снизился в 8,3 раза, численность производственного персонала уменьшилась в 2,6 раза. После кризиса загрузка мощностей несколько увеличилась, однако численность работников продолжила сокращаться: так, по отношению к 1990 году объем производства был меньше в 5,9 раза, а численность производственного персонала — в 3,7 раза. Уровень загрузки производственных мощностей в 2002 году, по данным Госкомстата России, составил в производстве хлопчатобумажных тканей 52%, шерстяных тканей – 17%, шелковых тканей – 30%, льняных и пенько-джутовых тканей – 28%, трикотажных изделий – 28%, чулочно-носочных изделий – 49%, обуви – 29%. В среднем по промышленности этот показатель составил 51%. По оценкам Минпромнауки, в 2002 году доля российских производителей на рынке трикотажных изделий составила 16,4%, на обувном рынке – 19%, швейных изделий – 12,3%.</p><p>Одна из основных причин, которые в текущем моменте препятствуют развитию производства, – это укрепление рубля к доллару и сопряженная с этим экспансия импорта. «В других отраслях промышленности это компенсировалось за счет удешевления рубля по отношению к евро, например в пищевой, в машиностроении, — говорит г-н Сальников. – Однако специфика легкой промышленности в том, что 4/5 импорта, который в основном идет из Юго-Восточной Азии, номинировано в долларах». С ним соглашается и вице-президент по финансовым вопросам альянса «Русский текстиль» Владимир Столяров. «Разрыв по себестоимости у российских и азиатских производителей постепенно сокращается, и конкурировать все более сложно, сильный рубль усугубляет ситуацию», — пояснил он RBC daily. Кроме того, как отмечает Владимир Сальников, «постепенно преимуществом китайских производителей становится не только цена, но и скорость выполнения заказов, они смогли наладить эффективную цепочку от разработки продукции до ее производства и реализации, что очень важно для этого рынка, где модели меняются очень быстро».</p><p>Между тем в отрасли мог бы появиться лидер в лице текстильной промышленности, которая все же демонстрирует наиболее оптимистичные результаты за последний год. В 1-м квартале среднемесячные темпы роста в отрасли составили 0,3%, за первые два месяца 2-го квартала этот показатель достиг 0,5%. Однако ситуация на рынке такова, что в ближайшие месяцы и текстильщики будут вынуждены сократить производство. Дело в том, что, несмотря на скромные цифры прироста выпуска текстильной продукции, участники говорят о «перегреве» рынка. «Большинство предприятий производит очень узкий ассортимент тканей – 5-6 позиций, поэтому они не могут разойтись на рынке и вынуждены душить друг друга, – заявил RBC daily гендиректор текстильного холдинга «Яковлевский» Юрий Яблоков. – К тому же все предыдущие годы предприятия стремились сократить себестоимость продукции и дать потребителю дешевый продукт. Происходило это за счет отказа от отдельных этапов обработки сырья. В результате ситуация такова, что дальше уже некуда снижать ни себестоимость, ни качество, а вот конкурировать с импортом стало лишь труднее». Недавно в Ивановскую область приезжала пакистанская делегация, чтобы разместить крупный заказ на производство рубашек. Они прямым текстом говорят, что не намерены инвестировать в нас, так как могут сами производить качественные вещи, а главным условием этого заказа была низкая цена продукции, а не качество.</p><p>Еще одна неблагоприятная тенденция, которая может стать одной из основных на ближайшие полгода и более, – это рост стоимости сырья. «С начала года стоимость хлопка выросла как минимум на 15%, – говорит Владимир Столяров. – Хлопок – биржевой товар, и его котировки имеют свою цикличность. Если предыдущие два года цена была низкая, то сейчас наблюдается рост котировок, и я не берусь прогнозировать, сколько он будет продолжаться». В самом «Русском текстиле» защищаются от изменившейся конъюнктуры на рынке сырья за счет ранее заключенных долгосрочных контрактов, однако для предприятий, не входящих в холдинги и не способных приобрести крупные партии сырья, тенденция ничего хорошего не сулит.</p><p>В целом эксперты сходятся на том, что отрасли необходима коренная реструктуризация. Правительственная концепция поддержки отрасли, предполагающая увеличение доли наших производителей на внутреннем рынке в несколько раз, не выдерживает никакой критики. Частные компании в отрасли имеют перспективы только благодаря масштабам производства – отдельным предприятиям в конкуренции с азиатскими производителями не выстоять. Впрочем, не все получается и у холдингов. Крупные ФПГ, которые после кризиса пришли в отрасль, действуют так, как и в других отраслях, пытаясь сделать рентабельным существующее производство. Рынок товаров легкой промышленности намного гибче, здесь нужно ориентироваться в модельном ряде, заниматься дизайнерскими разработками. Крайне важна скорость от поступления заказа на выпуск той или иной модели до поступления товара в розницу. Это под силу только крупным холдингам, но и у них с налету здесь не получится.</p><p>(По материалам «RBC daily»)</p>