Первое после каникул пленарное заседание Ивановской городской думы (26 августа) в очередной (со времен древнеримской республики) раз неопровержимо доказало человечеству, что красноречие – наиважнейший инструмент демократии (если бы обезглавленный Цицерон лежал в гробу, он бы там повернулся, чтоб сказать мне спасибо).
Всем присутствующим (коих набилось много до душноты) в зале заседаний было заранее известно, что главная интрига заседательного дня состоит в объявлении работы мэрии по подготовке к отопительному сезону неудовлетворительной, что было бы очередной плюхой мэру и очередным шагом к объявлению ему недоверия. Депутаты (не все конечно) к этому готовились. Некоторые насобирали кучу фактов, которых действительно достаточно, чтоб публично послать Александра Грошева куда подальше от мэрского кресла. Некоторые, те, кто самые хитрожопые, от греха вообще не явились, так что кворум едва набрался. Не явился и сам мэр, тоже, несомненно, ради того, чтобы оттянуть порку. Это доказывает предварительное обращение к депутатам его первого зама Сергея Бразера, который уже окончательного вошел в роль мальчика для битья, регулярно выставляемого Грошевым для таких процедур. Бразер просил отложить рассмотрение отопительного вопроса до «возвращения главы города в город». Депутаты его просьбе не вняли, даже не поинтересовавшись, куда мэр отправился и когда он вернется.
Бразер пошел к позорному столбу, то бишь к трибуне, и полностью исполнил уготованную ему роль. Говорил он долго, вяло и бестолково, то погружаясь в технические глубины жилищно-коммунального хозяйства, то вдруг вздрагивая туманно аргументированными политическими выпадами в адрес «Ивэнерго» и некоторых депутатов. После его отчета о подготовке городского хозяйства к зиме всем стало ясно, что дела еще хуже, чем предполагалось, а именно, – долги отдавать нечем, полюбовно мэрия договориться с «Ивэнерго» не может и не хочет, следовательно, горожанам нужно готовиться к ситуевине в стиле и духе военного коммунизма.
Далее сценарий с точки зрения импичмента развивался еще успешнее. На трибуну взошел генеральный директор «Ивэнерго» Вячеслав Смирнов и исполнил речь полную фактов, эмоций и патетики. Начал с издевательского замечания на предмет отсутствия Грошева: «И почему это как только меня приглашают в городскую думу, так мэра нет», потом объявил, что мэрия объявила ему войну, которая ударит не по Грошеву, «у которого газовый котел», а по рядовым горожанам, потом заверил, что больше долги прощать не будет, поскольку его обманывали уже множество раз и, наконец, назвал чиновников горадминистрации «тупоголовыми». Речь текла сквозь почтительную тишину, оратор всласть наупражнялся модуляциями собственного голоса и завершил спич следующей сентенцией: «Пора уже властям города спросить у народа, что он о них думает».
Здесь-то бы и начинать голосование, дабы на «ура» поставить мэрии неуд. Однако мэрия тоже оказалась не лыком шита и выставила свою главную ораторскую артиллерию в лице начфина Игоря Старкина. Старкин в свойственной ему велеречиво-благодушно-примирительной манере минут за двадцать убаюкал депутатов обещаниями достать денег, чтобы расплатиться с долгами. Впрочем, не до конца убаюкал. Депутаты не стали пока давать никаких оценок. Ровно через неделю после этого заседания они оценкой, видимо, все-таки разродятся. Уже, будем надеяться, в присутствии Александра Грошева.