Об отставках, отзывах, отстранении от должности и прочих преждевременных исходах.
Избирательный Закон – элемент конституционного порядка, стабильности общества и государства, выражение несиюминутной воли народа. Приход выборного лица к власти – тяжелый труд и сложная процедура для всех, включая кандидата, административные органы и избирателя. Отрешение выборного лица от должности должно сопровождаться не меньшими, а, скорее всего и большими усилиями, чем его приход к власти – в этом гарантия избирательных прав населения и стабильного развития. Упрощенная процедура отзыва выборного лица, принятая в пылу борьбы с нерадивым мэром, гарантированно будет использована в дальнейшем, в первую очередь для борьбы с неугодными и для расправы с ними, уже невзирая на реальное положение дел и на мнение избирателей. Незыблемость выборного лица на своей должности – необходимый элемент, без которого государство превращается в собрание «свободных» граждан, где на гильотину (в прямом или переносном смысле) отправляют вчерашних любимцев, не раздумывая. То есть – перманентная революция.
Законодатель это понимает, поэтому и не предусмотрел никаких процедур отзыва выборного лица, точнее сказать, предусмотрел их отсутствие. Записи в уставах городов и губерний, прописывающие якобы процедуру отзыва, не имеют юридической силы: на их основании ни одна избирательная комиссия никогда ничего не назначит. «Отзывные» процедуры – дань ложно понимаемым демократическим условностям людей плохо себе представляющих, что такое закон и истинная демократия – это муниципальные люмпены с революционным правосознанием.
В каком-то конкретном случае, возможно, было бы и хорошо скинуть дурака-мэра, но для этого необходимо менять всю правовую систему страны, в масштабах которой это приведет к весьма негативным последствиям и уничтожению демократии.
Нам не нравится Грошев. Уж «Курсив»-то в этом признавался неоднократно, но в данном случае, дело совсем в другом. Никакого вотума недоверия, отзыва и прочей белиберды не будет. Возможно, будет инициирование всего этого и то, что Грошев сам поддастся и сам уйдет, но опять-таки, сам, а не его «уйдут» (по крайней мере, формально). Если законно избранного мэра легко можно убрать из власти, то это плохо, прежде всего, для самой власти.
На сегодняшний день есть только одна (что хорошо) процедура досрочного прекращения полномочий. Это – отрешение от должности. Вступившим в законную силу решением суда должен быть установлен факт нарушения выборным лицом закона, после чего вышестоящее должностное лицо может отрешить его от должности. И больше никак. Можно ли признать, найти, доказать хоть один такой факт в отношении ивановского мэра? (Лишить человека чего-нибудь, без судебного решения, даже и на основе всенародного голосования – весьма сомнительная и дурно пахнущая процедура.)
Мы можем спорить с Грошевым и его командой по поводу долгов. Для меня, например, его доводы о сокращении долгов перед «Ивэнерго» – очевиднейшая глупость, усугубившая в городе разруху, которую нельзя было допускать ни в коем случае. Но кто определит, кто из нас прав? Это имеет право сделать только избиратель, решая в период избирательной кампании, чья из позиций кандидатов правильнее. Даже суд этого не установит, поскольку управление – наука скорее гуманитарная, чем точная и дать однозначный рецепт по выходу из кризиса, невозможно.
У Грошева, в отличие от его предшественника Троеглазова, нет способности и крайне необходимого умения «переводить стрелки». Поэтому он всегда политически проигрывает. Он выиграл выборы, потому что народ увидел такого непохожего на всех остальных, располагающего своей неискушенностью, кандидата. Но народ не будет любить за это вечно: для подтверждения любви ему нужны либо конкретные меры, либо способность мэра убедить народ в том, что он не виноват, а виноваты: «Ивэнерго», Чубайс, Гайдар, Ельцин, Горбачев, Макиавелли, рассказавший всем, какие негодяи нами управляют и так далее. Грошев – не хуже и не лучше никого: он просто не из нашей песочницы. Но это его не извиняет. Народу уже объяснили, кто виноват, а значит, народ нервничает теперь не абстрактно, а по конкретному поводу, то бишь физическому лицу. Настоящий политик на народ чаще всего «ложит с прибором», что в общем правильно, иначе в стране бардак начнется хуже, чем «в Москве полдень, в Петропавловске-Камчатском полночь», но…
Грошев может себя прославить на века и заслужить прощения даже за то, в чем не виноват. Для этого ему всего-навсего нужно принять решение о возвращении городу исторического наименования «Иваново-Вознесенск», после чего со спокойной душой уйти в отставку.