Некоторые депутаты Ивановского парламента озаботились судьбой областной писательской организации. Комитет по труду и социальной политике собирается вынести на очередное заседание Законодательного собрания области предложение о целевом выделении ОПО двадцати тысяч рублей из сметы самого ЗС. К губернатору они обратились с предложением выделить все средства, необходимые писателям.
Ранее сам парламент отказал им в выделении средств из областного бюджета, мотивируя это тем, что общественная организация не имеет в соответствии с ныне действующим законодательством права на бюджетное финансирование. Судя по всему, комитет хочет, в обход Бюджетного кодекса, устроить дело таким образом, чтобы деньги все же выделялись, но как бы минуя конкретные записи в законе об областном бюджете: из сметы ЗС, из резервного фонда администрации области и т. д.
Те двадцать тысяч, о которых в первую очередь идет речь – сумма, безусловно, мизерная, на которую вести хоть какую-то деятельность совершенно невозможно. Но хоть что-то. Поводом же к очередному витку борьбы за потенциально писательские деньги послужила статья ивановского писателя Виталия Сердюка, опубликованная в номере «Рабочего края» от восьмого апреля. По сути – это манифест отечественных писательских организаций и большинства тех, кто имеет формальный статус писателей.
Сердюк, окунаясь в историю советских творческих союзов, говорит о том, что государству необходимо поддерживать писателей. Поддержка должна быть системной – не отдельным талантливым авторам, а писательским организациям, в недрах которых будут выпестованы и взращены писатели. Такие авторы станут надежной опорой государства, проводником идей патриотизма, направляющей идеологической силой в обществе.
В сущности, Сердюк озвучил обычную идею служения интеллектуальных сил общества государству, находящую свое полное воплощение, как правило, только при тоталитарных режимах. Идея проста и привлекательна для власти, а отчасти и для писателей. Отчасти потому, что при таком подходе собственно творчество отходит на второй план, писательство становится ремеслом, опускаясь до уровня журналистики. При этом словами «опускаясь до уровня», я журналистику не оскорбляю, поскольку это и есть ремесло, пусть особенное, обладающее особым статусом, но ремесло. Писательство же – искусство, и понятие ремесла здесь не годится – только талант.
Сердюк сокрушается по тому поводу, что несмотря ни на какие трудности, почти во всех регионах России власти далеко не только словом поддерживают писательские организации, а вот в Ивановской области… Согласен с ним абсолютно – там, где поддерживают, власти действуют правильно, а где не поддерживают – неправильно. Я ведь не писатель, и поэтому такая позиция не подвергает испытанию нежные струны моей души, заставляя испытывать чувство неловкости за звание русского писателя.
То, что происходит в недрах Ивановской писательской организации лежит вне контекста литературы: организация сама по себе, литература сама по себе. Также как телесериал – вне контекста кинематографа, а домохозяйка – вне контекста разработок сложной бытовой техники. Литература творится в других местах, по другим законам и без апелляций к власти о готовности к идеологической и пропагандистской жертвенности (если заплатят, конечно).
Партийно-писательский груз длиною в семьдесят лет обязывает и ОПО, и власть к неизбывно-страдательному сотрудничеству. Это тот самый случай, когда имя становится материально осязаемым. Скажем, Ивановский союз независимых журналистов мог бы назваться и союзом бородатых аналитиков, и даже обществом трезвости – никакой разницы между этими названиями, в сущности, нет: через некоторое время название становится неким узнаваемым звуком или начертанием, за которым скрывается некий, опять-таки узнаваемый, образ. Другое дело с писателями. В силу традиций и многолетней истории творческий союз с названием «Ивановская писательская организация» узурпировал себе почти ментовско-бандитское право на крышевание писателей. Либо ты в ОПО, либо ты не писатель.
Власть поступила не совсем политично, поссорившись с писателями. С работниками культуры тоже поссорились, но они, в общем-то, практически все – бюджетники, поэтому разобрались с ними быстро. К выборам или какому другому времени «Ч» там будет все спокойно – как при маменьке. Писатели – они другие. Заправилы там и вовсе пенсионеры, которым рот так просто не закроешь. По старой же доброй леволиберальной традиции малейшее шевеление в культурном болоте вызывает приступ бешенства в любых СМИ, зачастую даже и в правоконсервативных.
Писателей нужно подкармливать. Им ведь много не надо: достаточно с некоей периодичностью издавать сборники с участием руководства писательской организации, слегка разжижая его так называемыми «молодыми авторами».
Писательские организации задумывались и создавались государством. Они будут служить государству при любых режимах и любом общественном устройстве. Я бы даже сказал, что нынешние писатели – опора государства.
Напоследок реальная история из жизни страны Советов начала 80-х годов прошлого века. По радио идет передача, посвященная очередным достижениям провинциальных писателей. От имени Тульской писательской организации ее председатель гордо заявляет, что, мол, до революции в Тульской области был только один писатель, а сейчас их больше двухсот…
Кто позабыл, напоминаю, что этим одним был Лев Толстой.