Ну что сказать об «Ивановской земле»? Если коротко, то одно слово – «глупость». Причем глупость не устроителей и участников, а тех, кто хотя бы предположит, что сия организация, во-первых, имеет цель, а во-вторых, способна помочь метрополии.
Землячества организуются вдали от родины группками людей, чувствующих себя чужими и одинокими. Оттого они и жмутся друг к другу и стоят друг за друга. Классический пример – советская армия, где среди солдат-срочников в одном подразделении всегда существовало несколько землячеств малороссов и нацменьшинств среднеазиатского и кавказского толка.
Землячество организуется на основе взаимной помощи и желания получить помощь от своей большой родины, но никак не наоборот. Объединения бывших земляков, не составляющих землячества или диаспоры и не испытывающих большой нужды ни друг в друге, ни в родном селе, возможны лишь на кратковременной основе для решения одной конкретной цели.
В масштабах народов мы видели это на примерах армян, украинцев, прибалтов. Однако. Пожалуй, единственным настоящим примером реальной помощи эмигрантов своей бывшей родине служат американские евреи. Израильский премьер Голда Меир трижды в начале семидесятых совершала туры по США в поисках денег. Американское правительство в то время не слишком хорошо относилось к Израилю, да и сама постановка вопроса о том, чтобы бывшие соотечественники (или братья по крови) стали лоббировать интересы одного государства в другом государстве – несусветная ересь. Американские евреи сделали единственно возможное, нужное и полезное – они собрали деньги.
Лоббирование интересов государства или региона в другом государстве или столице возможно только в нашем советском коррумпированном совке. Такое лоббирование не является классическим и законным лоббированием интересов промышленно-экономических групп, по определению имеющими наднациональную или надрегиональную природу. За такое лоббирование любого чиновника погонят с того места, где он работает. Пример с так называемым оренбургским землячеством совсем некорректен: сложилось оно в бытность оренбуржца Черномырдина премьер-министром России и носило почти такой же характер, как нынешнее петербургское нашествие в столицу. Еще вопрос, насколько оно помогло Оренбургу или это так просто кажется из-за большого количества перемещенных в столицу чиновников, лишь рассказывающих о том, как они много полезного сделали для родного края.
Ивановское землячество, осевшее в Москве, своими потенциальными возможностями вызывает только смех. Компания чиновников, пристроившаяся в столице на волне перестройки, борьбы с ГКЧП и претворения в жизнь реформ Гайдара. Нет даже ни одного просто богатого человека.
Организатор и вдохновитель мероприятия – Юрий Смирнов, судя по всему готовит плацдарм по завоеванию в декабре этого года мандата депутата Государственной думы по одному из наших округов. Открытым остается только вопрос, где он приложит свои усилия, в Иванове или Кинешме.
Участие остальных персонажей в «Ивановской земле» никак не могу объяснить желанием оказать посильную помощь родной стороне. Все как раз наоборот – участие в организации призвано помочь не нам, а им. Создана универсальная политическая машина, призванная в перспективе добиваться здесь (повторяю – здесь, а не в Москве) серьезных политических результатов.
Мне трудно представить, как бывший министр здравоохранения, директор далеко не федерального телеканала, консультант Счетной палаты, сотрудник московской мэрии и проч. будут решать через федеральное правительство проблемы ивановских беспризорников, ветеранов, заниматься поддержкой товаропроизводителей, благотворительностью (заставят Касьянова подарить телевизор детскому дому что ли?), разработкой стратегии инвестиций в Ивановскую область. Вот поговорить об этом они точно могут.
Что касается инвестиций, то полагаю пора запретить хождение этого слова в русско-ивановском языке. А за словосочетание «стратегия инвестиций» надо уже просто бить по голове. Особенно выходцев из Иванова. Услышали чиновники слово «инвестиции», сказали им, что очень они нужны, сделали правильный вывод – если есть инвестиции, значит, должна быть и их стратегия. Может, это и правильно, только стратегов нет, одни тактики, которых хватает не дальше, чем на предстоящий предвыборный период.
Не исключено, что, ближе к наступлению соответствующих обстоятельств, из числа «земляков» нарисуется еще кто-нибудь, кроме господина Смирнова на электоральное место. Хотя вряд ли он пустит: зря что ли такую тему лично пробил.
Не льщу себя надеждой добиться от «Ивановской земли» чистосердечного признания в обнародовании своих стратегических целей и задач. Радею исключительно ради собратьев по перу. Желаю, чтобы после этой статьи Юрий Смирнов решил увеличить финансирование проекта, особенно в части медийно-рекламного продвижения, и чтобы группа журналистов, уже собранная Смирновым, смогла заработать несколько больше. А вообще надеюсь, что контора очень быстро потеряет лицо, а все ее выдвиженцы проиграют все выборы, в которых только примут участие. Чаяние вполне реальное, поскольку фигуранты давно известные и реинкарнации не будет.