Пока Ивановская область сотрясалась от местечковых политических катаклизмов: уход Михаила Бабича из первых замов губернатора, кадровые трансформации в областной администрации, с этим уходом связанные, скандалы, сопутствующие МВДешной проверке деятельности ивановской милиции, — все было недосуг обратиться к, в общем-то, давно созревшему сюжету под названием: «Пойдет ли ивановский мэр в ивановские губернаторы?». Теперь досуг, вызванный неотвратимым предновогодним затишьем во властных сферах, возник, и если терпеливому читателю угодно, мы готовы провести его по извивам этого сюжета, стараясь не утомлять излишними скучными рассуждениями и мелкими подробностями. Сразу оговоримся, что разговоры наши о том, кто будет баллотироваться в губернаторы через три года, условны по причине слишком еще долгого срока, оставшегося до тех выборов. За три года чего только не произойдет с горячо любимой родиной. Наши разговоры более интересны в соотношении с текущим моментом ивановской жизни.
***
Ровным счетом два года назад Александр Грошев инаугурировался в ивановские мэры, неожиданно победив на выборах многих весьма мускулистых соперников, в том числе и тогдашнего мэра Валерия Троеглазова, непревзойденного софиста, скандалиста и новатора во всех мыслимых градоуправленческой головой направлениях деятельности. И по сию пору слово «мэр» в умах большинства ивановцев более ассоциируется с «первым всенародно выбранным» Троеглазовым, чем с малозаметным публике Грошевым, но факт остается фактом (или, более подходящее для такого случая, – fuck остается fuckом): Грошев сделал Троеглазова, как и прочих. Никто до сих пор не проанализировал, почему так случилось. И правильно поступил: анализировать уже состоявшийся fuck глупо в принципе, этим занимаются только продувшиеся политтехнологи ради оправдания собственных ошибок. А поскольку продувшимися технологами в те времена в Иванове были исключительно москвичи, то и анализов в местной прессе никто не оставил.
Смешно то, что самой большой неожиданностью победа Александра Васильевича стала для его родной партии, тогда называвшейся «Межрегиональное движение «Единство». Все местные и все привлеченные из столицы ресурсы пропутинского «Медведя» в Иванове были сосредоточены на борьбе за губернаторское кресло «единственного» Анатолия Головкова (в те времена председателя правительства Ивановской области) с коммунистом Владимиром Тихоновым, который, невзирая на все деньги, потраченные «Единством», и на весь тогдашний путинский рейтинг, стал губернатором.
Грошев на самом деле «Единством» и в грош не ставился, не имел от партии не то что материальной, но и особой моральной поддержки, и был номинирован в мэры, что называется, до кучи. Однако народная любовь, как и женская, непредсказуема, что, на самом деле, хорошо. Во всяком случае, для демократического варианта развития государственного строительства.
***
Став мэром, Александр Грошев вполне мог порвать с «Единством». По крайней мере, имел полное моральное право на это. Ведь партия не только реально не поддерживала его на выборах. Он к тому же был еще и смещен (переизбран) из председателей областного отделения движения. Но Грошев с «Единством», ныне именуемом «Единой Россией», не порвал, что характеризует его положительно с точки зрения партийной дисциплины. Особенно в том смысле, что ему, как мэру, приходилось выстраивать отношения с губернатором, принадлежащим к конкурирующей партии (если, конечно, принять за аксиому российской «двухпартийности» очень зыбкое и вполне условное нынешнее состояние: «ЕР» — правящая, КПРФ — оппозиционная). Но Грошев, видимо, прежде всего, благодаря въевшейся в плоть и кровь номенклатурной закваске советского еще происхождения и дающей чиновнику абсолютно точное инстинктивное чувство ранга, смог вполне благополучно, т. е. без всяких сколь-либо памятных катаклизмов, промэрствовать эти два года, нормально сотрудничая с губернатором Тихоновым.
***
Владимир Тихонов, как и любой другой губернатор, пришел к власти в регионе не для того, чтобы рулить один только избирательный пятилетний срок. Несмотря на довольно часто возникающие слухи о том, что Тихонов якобы не очень хотел быть губернатором, что на выборы его заставила идти партия, что при первом удобном случае он покинет пост, он, наверняка, будет участвовать в следующих выборах. Хотя бы потому, что добровольно расставаться с властью, доставшейся тебе не по назначению, не по наследству, не силой, а на выборах – так же противоестественно, как быть гомосексуалистом. В этом, кстати, на мой взгляд, состоит один из главных и принципиальных недостатков демократии – в невероятности добровольного ухода. И именно поэтому так необходимо ограничение срока полномочий, именно поэтому так в свое время сопротивлялись губернаторы введению таких ограничений.
В утрату народной любви поверить так же трудно, почти невозможно, как поверить в утрату любви женщины. Добровольно отказаться можно от взятого силой, от полученного по наследству или по блату, но от доставшегося по любви – никогда.
Публично (да, видимо, и для себя) это объясняется любым имяреком, достигающим конца первого срока полномочий, примерно так: я должен посмотреть, оправдал ли я доверие народа, верит ли он в меня по-прежнему, любит ли он меня так же, как пять лет назад.
Добровольно отказаться от выборов на второй срок и не показать себя при этом политическим гомосексуалистом можно лишь в двух случаях: или публично объявив народу о преемнике (яркий пример: Ельцин-Путин; впрочем, вся классическая западная двухпартийная система построена на принципе публичной преемственности политики), или впрячься в выборы более высокого уровня.
Преемника Тихонову на ивановском политическом горизонте пока не наблюдается. Да и вообще, наша зыбкая и условная двухпартийность предполагает пока преемственность только в застойно-КПССном варианте, т. е. когда передающий эстафету совсем уж плох. Физически. Поскольку ивановскому губернатору такой повод для поиска преемника явно не грозит, то и весь вариант можно смело отмести как маловероятный.
Следующий ранг в выборном ранжире России после губернатора – только президент страны. До этого ранга Тихонову так же далеко, как и до старческого маразма. Поэтому он будет баллотироваться на второй губернаторский срок.
***
А раз он будет баллотироваться на второй срок, значит, должен каждую минуту своего нынешнего губернаторства отслеживать шаги своих вероятных будущих конкурентов. До сих пор это все как-то больше касалось начальника областного УВД генерала Геннадия Панина, который сразу после победы Тихонова на выборах повел себя уж очень недоброжелательно к новой власти и показал себя не столько ментом, сколько местным политическим бугром, стремящимся сохранить некие прежние устои. На самом деле никаких особенных устоев, кроме устоявшегося дерьма, не было, почему, собственно, Владимир Тихонов и выиграл с таким перевесом. Но Панин, пользуясь федеральностью своего подчинения и изрядными связями в МВД и с Сергеем Степашиным, за два года сумел попортить губернатору много крови. Теперь, после тотальной московской проверки деятельности ивановской милиции, генерал явно поставлен на место, по крайней мере в политическом смысле. Во всяком случае, главный рефрен его послепроверочных интервью – мы очень благодарны той поддержке, которую оказывает областная администрация правоохранительной деятельности.
Теперь посмотрим, как губернатор будет строить отношения с мэром областного центра. Ведь до сих пор Грошев был очень лоялен к Тихонову и защищен от губернаторских политических зубов генеральским телом. Но то, что должно свершиться, — свершится. По нашим сведениям, политсовет «Единой России» определил кандидатуру Александра Васильевича как наиболее подходящую и перспективную для выдвиженцев от партии в будущие ивановские губернаторы. Как минимум, в соотношении с текущим моментом.
***
Вопрос в том, как долго будет «Единая Россия» сохранять статус «правящей партии». В России ведь правящая партия — не та, которая создала президента, а та, которую создал президент. Давно уж ходят слухи, что «Единая Россия» исчерпала свой пропрезидентский ресурс, больше президенту не нужна, а скорей, вредна излишней своей лояльностью, больше похожей на лизоблюдство, и что Кремль уже задумывается над созданием к будущим президентским выборам новой «правящей». Местным политикам это, конечно, тоже следует учитывать.