Депутаты ищут деньги, а финансовое управление их прячет

Депутаты за свой срок полномочий принимают бесчисленное количество законов и постановлений, но венцом их творения можно считать принятие годового бюджета. Это ничего, что таких венцов творения у каждого депутата минимум пять (по сроку полномочий). Это, как в школу ходить. Вроде кабинеты все те же, да и учителя, а как-то все по-новому.

Депутаты нынешнего созыва готовятся к принятию третьего в своей жизни бюджета (я не имею в виду депутатов, второй срок сидящих с ровной осанкой в своих креслах). Когда-то депутат-старожил Репяхов обмолвился, что парламентарий лишь на четвертый год понимает, что он все-таки делает в своем кресле. У меня же остается надежда, что подобная метаморфоза происходит несколько раньше, что и попытаюсь доказать.

Как известно, рассмотрение в первом чтении бюджета, в основном, подразумевает анализ его доходной части и общих принципов формирования расходов. В связи с этим возникает забавная ситуация. На самом деле, никто в области не знает и не может точно рассчитать эти параметры. Конечно, есть методики и опыт предыдущих лет, но им противостоят непредсказуемость ситуации и личностный момент.

На бюджетном поле есть несколько игроков: главное финансовое управление, исполнительная власть, законодательный орган, бюджетополучатели. И каждый имеет свои интересы.

Утрируя ситуацию, можно роли распределить так: финуправление стремится максимально скрыть доходы и уменьшить расходы. Это нормальный бухгалтерский подход. При получении дополнительных доходов (на самом деле, заранее запланированных) появляется пространство для маневра. Что же касается расходов, так попробуйте у своего бухгалтера выпросить зимой лишний комок снега ребенку на снеговик. Опять же, гораздо приятнее докладывать в конце года о неожиданно рухнувших на голову допдоходах, чем отчаянно искать средства для финансирования запланированных статей при катастрофической нехватке денег.

Исполнительной власти, в общем-то, по барабану. В смысле, занижать или завышать доходы или расходы им резона никакого нет. Исполнительная власть заинтересована в балансе доходных и расходных статей

Законодательный орган изыскивает все скрытые и явные резервы, преследуя, в основном, одну цель – засунуть в узкие рамки бюджета все то, что не вошло, но очень хотелось.

В этом году депутаты ЗС насобирали наказов избирателей на общую сумму более миллиарда рублей. В администрации при составлении бюджета посмотрели на них, как на юродивых, и не включили в бюджет ни одно депутатское пожелание.

Представлен проект бюджета с дефицитом в сто пятьдесят пять миллионов и мутными перспективами его покрытия (в этом году его покрыть не удалось, поскольку все банки в выделении кредитов области отказали). Тема, как выше уже говорилось, обычная. Финуправление зажало все, что можно, доказывая полное бессилие изыскать резервы с помощью формул Германа Грефа и статистических данных. Теперь же перед депутатами стоит задача откопать денюжку, невзирая на авторитет методик Минэкономразвития.

То, что в процессе реализации бюджета деньги будут найдены, сомнений нет. Практика предыдущих лет показывает, что реально доходы бюджета гораздо выше, чем предполагает финуправление. Например, в прошлом году дополнительно было получено около трехсот миллионов рублей.

Уже сейчас можно предположить, откуда возьмутся допдоходы. Во-первых, в проекте бюджета совершенно не прописаны средства, которые планируется получить от реструктуризации предприятий. Во-вторых, совершенно отсутствует теневой сектор экономики, а налоговая реформа как раз и предполагает вывод из тени капитала.

Даже не учитывая перечисленные места, где можно найти деньги, депутаты, скорее всего, примут на пленарном заседании, которое состоится 28 ноября, поправку к бюджету в сторону увеличения его доходной и расходной частей, сохранив предложенный дефицит. Избавляться от него, используя потенциальные допдоходы, нельзя, иначе как быть с депутатскими наказами, не вошедшими в бюджет?

Итак, будет на те самые миллионов шестьдесят увеличена адресная инвестиционная программа, уменьшены процентов на десять расходы на госуправление, будут исключены все целевые социальные программы, которые не были приняты Законодательным собранием до рассмотрения бюджета, и приостановлены за неэффективностью все социальные программы, на которые запланировано менее двух миллионов рублей. Это что касается расходной части.

Доходная же часть по предложению комитета по вопросам экономики будет увеличена на шестьдесят девять миллионов (впрочем, почти все депутаты считают, что можно увеличить еще минимум в два раза). Увеличена будет за счет налога на имущество, налога с продаж, налога на доходы физических лиц.

Остается отметить, что на третий год депутатствования наши парламентарии решили-таки разобраться, что не так с нашим бюджетом. Но на самом деле, все это как мертвому припарки. Как уже говорилось, вся проблема состоит в том, что на сегодняшний день объективно никто не в состоянии просчитать параметры бюджета досконально. А потому, как потом не тасуй миллионы, он все равно будет срамным местом, прикрытым фиговыми листками формул, расчетов и парламентских баталий.