Около двух лет назад на должность начальника Управления культуры и искусства (тогда еще оно называлось комитетом) Ивановской области пришла работать Вера Геннадьевна Добролюбова, известная ивановская оперная певица. Сегодня в нашей газете интервью с Верой Добролюбовой.
— Как вы — оперная певица — ощущаете себя в должности начальника управления культуры?
— Уже спокойно, а раньше я многих вещей не осознавала, когда только приняла предложение занять этот пост. Сейчас появились конкретные ориентиры в работе, появился опыт. Помимо того, что я практик, я свою сферу очень хорошо знаю, причем плюсом для меня, как для руководителя в Ивановской области, выступает то, что я знаю именно ивановскую специфику этой отрасли.
Совмещать свою музыкальную деятельность с работой удается плохо, поскольку служба занимает очень много времени. Но иногда я пою. Два года подряд я, будучи уже в этой должности, именно как певица открывала дни Российской культуры в Иванове. Как это было и раньше, традиция осталась. Прошлым летом, во время отпуска мною был записан компакт-диск. Так что творческих позиций я не сдаю.
— В одном из интервью губернатор сказал, что политика вашего управления направлена на восстановление законности в сфере культуры, то есть на распределение бюджетных средств по назначению. Что конкретно имелось в виду и чего вы планируете добиться?
— Главный распределитель бюджетных средств — это управление культуры, и я, как начальник управления, естественно, несу полную ответственность, так как нанята на работу государством, и отслеживание путей этих ассигнований не прихоть моя, а обязанность. Выделять это в политику я бы не стала, это просто работа. Ну вот, например, скажу по музыкальному училищу. Единственное управление, которое работает по бюджетным ассигнованиям сразу по двум разделам (образование и культура) — это наше. Поэтому те средства, которые проходят через образование, должны идти только на образование. При музыкальном училище был хороший народный коллектив «Светилен», а раз народный, то быть он должен при научно-методическом объединении, то есть финансироваться по разделу «культура и искусство», а финансирование шло по разделу «образование». Получается, что средства музыкального училища шли не по назначению. Им предложены те же ставки, но в другом разделе бюджета – для них это чисто технический вопрос. Однако кем-то муссируется версия, что «Светилен» якобы выгоняют и т. д. Такая же ситуация с оркестром «Ретро», народным хором.
Когда я пришла на эту должность, то попросила своих сотрудников повести тотальную проверку всех вверенных нам учреждений. И практически везде, к сожалению, были выявлены нарушения.
— На каком этапе сегодня находится решение вопроса о создании творческих мастерских в Холуе и Палехе?
— Этот вопрос достался нам по наследству. Палехские творческие мастерские принадлежали Союзу художников России, а когда Союз приказал долго жить, они были брошены, средства перестали выделяться. Теперь это наша областная собственность, но юридического отношения к нашему управлению она не имеет. Хотя, с другой стороны, понятно, Палех — наш, люди-то наши живут, надо помогать, и мы работаем в этом плане. Было два крупных совещания, на которых решался вопрос о финансировании областной администрацией восстановления мастерских. Сейчас вопрос в стадии разработки, бюджет еще не принят, но мы будем за решение этого вопроса биться и постараемся сделать все, чтобы эти мастерские восстановить, пусть и не в прежнем, но достойном виде. Другая проблема — в Палехе масса всяких союзов, которые разъединены и не могут между собой договориться, идут бесконечные имущественные споры, суды. Они тоже должны что-то решить между собой.
— Как вы относитесь к проблеме провинциального театра, нужен ли он? Может, для ивановского зрителя лучше на те же деньги организовывать крупные гастроли московских театров?
— Конечно, надо приглашать актеров из московских театров и надо, чтобы наши театральные коллективы гастролировали. Но я не думаю, что приезжие артисты решат проблемы театрального дела в провинции. Кормить других артистов — это самый простой путь показать качественное искусство, но надо и своих растить и воспитывать. К нашему театру относиться однозначно нельзя, он со своими проблемами, со своей неполноценной репертуарной политикой, которая не вполне соответствует той репертуарной политике, которую хотелось бы видеть в идеале. Но на уровне России в целом у нас театры довольно неплохие, и ивановский зритель наши театры любит.
– Каковы объемы и содержание музейных коллекций Иванова и области? Что реально есть возможность увидеть, и что находится в запасниках?
– Музейный фонд насчитывает около 800 тысяч единиц хранения, в запасниках находится большая их часть, потому что даже в самой большой экспозиции мы можем показать не более 1500-2000 экспонатов. В Иванове находится большая часть, это где-то 720 тысяч единиц хранения в Ивановском государственном Бурылинском музее и больше 30 тысяч — в Ивановском областном художественном музее. В Плесе — тысяч 20, в других муниципальных музеях уже меньше. Из 720 тысяч единиц хранения в бурылинской коллекции — 500 образцов ткани, нумизматики — 70 тысяч, из нее 30 тысяч — бурылинская коллекция, документов тысяч 13, рукописных и старопечатных книг тоже около 13 тысяч. Есть живопись, но ее мало. В новых экспозициях будет выставлен, в основном, вещевой ряд.
– Существует ли реестр музейных ценностей, в особенности бурылинского наследия? Как давно проходила инвентаризация, и соответствует ли реестр тому, что есть в наличии на самом деле?
– В 1993 году главой администрации Ивановской области было издано распоряжение «О сохранении национального культурного наследия на территории Ивановской области», а в комитете по культуре создана рабочая комиссия, которая начала осуществлять плановые проверки состояния учета и хранения музейных фондов. В 1997 году вышло циркулярное письмо Министерства культуры по поводу проведения фронтальных сверок — от первого поступления до последнего. Музей Бурылина все свои 720 тысяч экспонатов должен сверить и к 2004 году доложить об итогах нам. А мы доложим в Министерство культуры. Только после завершения сверок, мы сможем сказать, чего у нас не хватает. Но мы каждый квартал отправляем в Министерство культуры пакет документов по тем сверкам, которые у нас происходят. Отчитались Холуйский музей, Кинешемский, Плесский, немного отстают два наших больших музея — Художественный и Бурылинский. Ни один из пакетов документов, которые мы подавали на доработку в Министерство культуры с 1998 года, к нам обратно не пришел, что говорит о качественной подготовке документации.
— Что вам удалось сделать в должности начальника управления культуры и искусства Ивановской области?
— Холуйский музей стал наконец самостоятельным музеем. Музей промышленности и искусства имени Бурылина стал самостоятельным. Впервые в России были организованы мастер-классы в Суриковском училище в Москве для ивановских студентов художественного училища. После таких мастер-классов у ребят было стопроцентное попадание в число студентов столичного вуза, что сегодня сделать очень непросто. Введен тарифный фонд, деятели культуры и искусства нашей области стали получать дополнительные средства из областного бюджета, помимо этого разработаны положения, по которым введена надбавка за звание — заслуженного артиста России (1000 рублей) и народного артиста России (1200 рублей). В других регионах за такие звания платят 200-300 рублей. Сейчас мы также получили поддержку от Министерства культуры по воссозданию знаменитого фестиваля «Красная гвоздика». Я считаю, что он должен носить статус международного: у нас есть соглашения о сотрудничестве, в том числе и в сфере культуры, с Белоруссией и украинской автономной республикой Крым.
В законотворчестве, я надеюсь, очень много вопросов будет решаться: по клубным учреждениям, по библиотекам, по развитию Палеха и Холуя, очень много работаем по развитию там народных промыслов. Ивановская область – единственная, где есть два центра промыслов — Палех и Холуй. Серьезной проблемой остается финансирование охраны памятников. В том же театральном комплексе не было капитального ремонта с 1987 года.
Проблем много, и над ними мы будем работать.