В последнее время нередко говорят об утрате духовности, потере связи с традициями предков, об отсутствии веры. Но это не совсем так. Случается, что многие молодые (и не только) люди ищут духовной жизни, но в поисках веры оказываются вовлеченными в нетрадиционные религиозные объединения, которые выбирают неосознанно, подчас наугад. Их привлекают религиозные организации, где царит далекая от современной жизни атмосфера: от членов такой группы не услышишь грубого слова, не увидишь неприличного жеста, они видят в вас братьев и, кажется, готовы с вами в случае необходимости поделиться последним. Такое внимание и доброта привлекают людей, заставляя не проявлять интереса к внутренним, глубинным корням веры.
Существует немало подобных религиозных групп, которые выглядят в глазах несведущих людей довольно привлекательно. У таких групп есть и другое название — секта — «религиозное объединение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее».
Наряду с безобидными существуют тоталитарные секты. Такими (или еще их называют деструктивными культами) называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся «контролирование сознания». За последние семь-восемь лет в нашей стране появилось множество организаций, систематически нарушающих права своих членов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить для них возможность мыслить и действовать. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их самосознание, обрывают их связи с близкими и родными. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию — от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы по пятнадцать-восемнадцать часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Это — террористические секты «Ветвь Давида», «Сатанисты», «Ананда Марк», «Аум Сенрике». В России такой сектой считается религиозная группа «Великое белое братство».
В Иванове следов тоталитарных сект в их чистом виде не замечено. По данным отдела по связям с религиозными объединениями администрации Ивановской области, у нас зарегистрировано, то есть имеют статус юридического лица, порядка трехсот религиозных объединений почти тридцати религиозных вероисповеданий.
При Ивановском епархиальном управлении Русской православной церкви открыт миссионерский центр, где оказывается консультативная помощь лицам, пострадавшим от деятельности тоталитарных сект, родственникам и близким сектантов. Консультации проводит игумен Герман, настоятель Храма Иоанна Богослова в Сухово-Дерябихском микрорайоне, куда люди и приходят к нему за помощью.
Отец Герман согласился ответить на несколько вопросов, касающихся этой темы.
— Когда в нашей области стали появляться секты, сколько их у нас, что под этим словом понимает Церковь и всегда ли они несут в себе нечто негативное?
— Появляться такие религиозные группы стали еще в советские времена. А к началу этого года на территории Ивановской области действовало порядка пятидесяти различных религиозных организаций, которые мы определяем как секты. Само слово обозначает часть чего-то. Все секты возникли в результате отделения, откола от какой-то религиозной организации. Например «Свидетели Иеговы» возникли под влиянием секты адвентистов, адвентизм возник из баптизма и т. д. С точки зрения православных людей слово секта несет в себе отрицательный оттенок, потому что эти вероучения создают серьезную опасность для спасения людей и проповедуют то, что несовместимо с Откровением Божьим, со Священным писанием и являются просто чьими-то измышлениями. Например, вероучение христианское в течение многих веков является неизменным, а во всех сектах периодически происходят изменения в вероучениях — то, что некогда ими отвергалось, потом может считаться ими совершенно правильным и наоборот. Секты, которые сейчас наиболее активно действуют, — это «Свидетели Иеговы», различные нео-пятидесятнические движения, «Милосердие», «Воскресение», «Благая весть». Они осознанно используют методы психологического воздействия на подсознание людей и благодаря этому очень умело распоряжаются их судьбами.
— Какими чертами характера, психологическими особенностями обладают люди, попадающие в секту?
— Попасть туда может любой человек, который не определился со своей духовной принадлежностью– и малограмотный, и образованный. Начинается психологическое порабощение человеческой личности, создаются условия, при которых этот человек не может не то чтобы выйти из этой секты, он даже задуматься об этом не может. Вот пример: человек попадает под влияние «Свидетелей Иеговы», он встретился с этими людьми, заинтересовался учением, они пообещали, что будут его учить только Библии, и с ним начинают работать. Но как это происходит?! Человек должен в течение недели несколько раз прочитать и законспектировать основные статьи того или иного журнала, которые издает эта группа, он должен уметь дать ответы на вопросы словами из текста этой статьи по памяти. Чтение любой иной литературы запрещается. У него только один день в неделю свободный от мероприятий, который проводит секта. За ее членами закреплены определенные дома, по которым они должны вести проповедание. А на то, чтобы остановиться и задуматься, у них просто нет времени.
— С чем вы связываете большое количество все новых сект?
— Это вполне ясная вещь. Во Франции восемьдесят процентов существующих сект лишено религиозного статуса и возведено в ранг коммерческих организаций. Так, например, «Свидетели Иеговы» — это огромная издательская империя, которая выпускает 16 миллионов экземпляров периодической литературы. Каждый член секты обязан подписаться на десять экземпляров каждого издания, чтобы один оставить себе, а остальные распространить за пожертвования, на практике — просто раздать. Распространит он их потом или нет, — организация свою прибыль уже получила.
— Как родителям можно догадаться, что их ребенок попал в секту?
— В зависимости от секты признаки этого могут быть разные, но есть и общие. Ребенок начинает читать очень много непонятной литературы, заниматься медитацией, накладывать на себя строгие пищевые ограничения, начинает подолгу отсутствовать. Кроме этого, он может вести религиозную обработку и собственных родителей, братьев, сестер, друзей…
— Многие люди, вступающие в секты, делают это неосознанно, а что движет теми, кто является организаторами?
— Во всех сектах существует определенная иерархия от нижестоящих к вышестоящим, и говорить, что они неверующие, нельзя. Люди, которые были лично знакомы с руководителями ряда ивановских сект, говорили мне еще в начале 90-х годов, что материальную помощь от своих зарубежных центров те получали в зависимости от количества привлеченных в организацию людей. Тогда эта цифра была равна десяти долларам за одного человека. Все секты являются местными филиалами зарубежных религиозных организаций, – чаще всего американских. Например, Всемирный Центр «Свидетелей Иеговы» находится в Нью-Йорке, Всемирный Центр Мормонов находится в штате Юта (США), Центр Ново-апостольской церкви располагается в Федеративной Республике Германии. Это весьма состоятельные организации. Там ведется целенаправленная кампания по сбору средств. Причем в журналах организаций даже рассказывается, как правильно делать пожертвования и как их собирать. Очень много случаев, когда люди отдают свое жилье и имущество секте. По религиозным причинам происходят распады семей.
Последний случай, с которым мне пришлось столкнуться, произошел в микрорайоне ТЭЦ-3, где жена попала в секту «Свидетели Иеговы», стала туда водить даже своих маленьких детей, а муж был против этого, считая себя православным, хотя в храм он в общем-то не ходил, а закончилось все разводом. Я уж не говорю о запрете на переливание крови пострадавшим людям, поэтому по всему миру умирают сотни «Свидетелей Иеговы», в европейской части России такие случаи тоже есть.
— Какие структуры занимаются разоблачением сектантов?
— У нас нет таких структур, я имею в виду в России. Есть два подхода к религиозному законодательству: первый — американский, который у нас в начале 90-х возобладал в законодательстве, когда декларировалась абсолютная свобода любых религиозных организаций и движений. В конце 90-х годов возобладала концепция, принятая в европейских странах, — выделение традиционных направлений и нетрадиционных, и государство отдает предпочтение первым. У нашего законодательства сейчас позиция средняя — между американской и западноевропейской. Управления юстиции занимаются только регистрацией подобных организаций, а в правоохранительных органах рассматривают случаи конкретных преступлений, но вопросами социальной опасности этих групп государственные органы сегодня не занимаются. В ряде крупных городов есть общественные объединения, занимающиеся проблемами людей, попавших в секты.
— Расскажите о работе миссионерского отдела, который вы возглавляете?
— Одна из функций отдела — информирование населения об опасности сектантских движений. Проводить реальные акции против них мы не можем, потому что, как показал опыт, наши действия при желании могут быть подведены под разжигание религиозной розни. Несколько лет назад мы хотели провести пикетирование «Свидетелей Иеговы», в котором готовы были принять участие около тысячи человек, но власти нам запретили.
На каждое епархиальное собрание мы готовим подборку документов о сектах, появившихся в нашей стране или в Иванове, об их особенностях, мерах борьбы с ними, о том, какую опасность они представляют и так далее. К сожалению, сейчас у нас нет помещения, где я мог бы вести прием людей, попавших в секту. Но они могут прийти прямо ко мне в храм — церковь Иоанна Богослова. Чаще всего люди приходят, когда у них кто-то из близких попал в секту. Если это случилось недавно, то попавшие туда еще могут выслушать тебя, прислушаться к твоей аргументации. Потом уже – нет.